В Египте завершилась регистрация кандидатов в президенты страны. Армия заявила, что при любой ситуации она передаст власть гражданским властям не позднее 30 июня, обозначив тем самым дедлайн для всех разбирательств между политиками.
Из 20 зарегистрированных кандидатов три наиболее значимых и имеющих шансы на победу. Первый из них — кандидат от братьев-мусульман Хайрат аш-Шатыр. Проблема в том, что он юридически "не чист" — у него есть неснятые судимости, по какому поводу есть шанс, что его могут снять с дистанции. Там вопрос скользкий, так как речь идет о "политических" статьях — однако братья-мусульмане выдвинули дублера — Мухаммеда Мурси.
Тем не менее аш-Шатыр — крайне любопытная личность, очень авторитетен, умен и обладает прекрасными организаторскими талантами. Скажем, находясь в тюрьме, он так искусно вел свой бизнес, что умудрился стать мультимиллионером. Он стоит за взлетом братьев-мусульман после революции и структурным оформлением организации, как легальной политической силы.
Вторым ведущим кандидатом является бывший вице-президент и руководитель разведки Омар Сулейман. Это весьма опытный политик, имеющий связи практически во всех слоях египетской элиты, именно он стоял за сложными переговорами и согласованиями позиций после революции и отставки Мубарака. Шансы Сулеймана весьма весомы, как и его авторитет. Фактически Сулейман — кандидат нынешнего военного руководства, а что еще немаловажно — его кандидатура будет однозначно положительно воспринята в Израиле, который, безусловно, с большой тревогой следит за развитием ситуации в Египте.
Третий кандидат, имеющий очень хорошие шансы на результат — бывший генсек ЛАГ Амр Муса. Правда, его шансы меньше, чем у первых двух кандидатов, так как он считается человеком эмира ат-Тани и короля Абдаллы, несмотря на свою определенную самостоятельность. Катар и Саудовская Аравия за год Арабской весны стали оскоминой в арабском мире, и теперь связь с катарским эмиром и саудовским королем, скорее, минус, чем плюс — даже с учетом возможных обещаний влить очередные транши в египетскую экономику. Тем не менее партия "Вафд" объявила о своей поддержке Мусы, у него есть довольно активные и влиятельные сторонники в Египте — так что при некоторых раскладах его позиция могла бы и измениться.
Наконец, есть еще один кандидат с хорошим потенциалом — но он не попадает в список претендентов. Жесткий ультраконсерватор, проповедник-салафит Хазем Салах Абу Исмаил. Его подвела мать — она гражданка США, что недопустимо по выборному египетскому законодательству, требующему, чтобы оба родителя кандидата и он сам не имели иностранного гражданства. В итоге Абу Исмаил был снят с выборной гонки несмотря на то, что по опросам мог претендовать на 20% голосов. Тем не менее его позиция может сыграть важную роль — он вполне может существенно изменить расклады, призвав своих сторонников голосовать за того или иного кандидата.
Не будь крючкотворных закавык, шансы аш-Шатыра можно было бы признать самыми серьезными, однако неопределенность с его статусом не дает пока гарантий беспроблемной победы. Окончательный ответ на то, чем завершился важный этап египетской революции — вопрос о власти — мы узнаем в конце мая.