Судьба большинства таджикских студентов-богословов, насильно возвращенных за последние несколько лет на родину из стран мусульманского Востока, неизвестна, заявили в Центре исламоведения при президенте Таджикистана.
Всего в страну в принудительном порядке было репатриировано около 2 тыс. таджикских граждан, обучавшихся в исламских заведениях за границей. По данным Центра исламоведения Таджикистана на родине смогли обустроиться лишь 206 человек, остальные, как полагают эксперты, выехали в третьи страны.
Власти опасаются, что воспитанники мусульманских богословских школ могут попасть под влияние радикально настроенных религиозных групп или стать сторонниками "нетрадиционных течений ислама".
Массовое возвращение таджикских студентов религиозных учебных заведений началось после выступления президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который считает, что многие исламские центры имеют экстремистскую направленность.
"К сожалению, в большинстве случаев подростки, оставшись без контроля, обучаются не на мулл, а становятся на путь терроризма и религиозного экстремизма", – сказал Рахмон.
В последние годы интерес к религии в Таджикистане заметно вырос, и даже в нерелигиозных семьях родители часто отправляют детей изучать теологию.
Российский паспорт – защита от спецслужб?
Эксперты Центра исламоведения полагают, что многие таджикские "талибы" (что на пушту означает "студенты") отправились в Россию в надежде получить там гражданство и уже с новым паспортом отправиться в страны мусульманского Востока для учебы.
Российское гражданство, говорят в центре, не только потенциально упрощает процедуру получения разрешительных документов на выезд в исламские государства, но и избавляет от дальнейшего пристального внимания таджикских спецслужб.
"Министерство образования и комитет по делам религии страны не смогли трудоустроить репатриантов, обеспечить их учебой и работой. Теперь будет труднее убедить этих ребят вернуться на родину, – считает политолог Абдулло Мухакик. – Они будут искать любую возможность, чтобы укрыться от контроля таджикских властей. Чем они сейчас заняты, какое получают образование и в каких учебных заведениях – неизвестно. Этот процесс больше не контролируется властями".
Между тем, в таджикском комитете по делам религии сообщили, что владеют полной информацией о бывших учениках богословских школ. По данным комитета, более 500 таджикских "талибов" отправились в Россию на заработки, а остальные трудоустроились в Таджикистане.
Исламский университет не удовлетворил "талибов"
В стране с высокой безработицей трудоустроить тысячи репатриантов нелегко, признаются таджикские власти. Кроме того, качество предлагаемого образования в теологических учебных заведениях Таджикистана уступает образованию, которое могут получить студенты в аналогичных вузах за рубежом.
В отличие от студентов таджикских медресе и Исламского университета, где как и в светских заведениях страны не хватает квалифицированных преподавателей, выпускники иностранных школ владеют несколькими иностранными языками и хорошо знакомы с современными компьютерными технологиями.
"Представьте себе, приезжает человек, который не обеспечен ни работой, ни учебой, и к тому же находятся под постоянным вниманием властей. Они чувствуют себя гражданами второго сорта или подозреваемыми. Это психологическое давлением выдерживает не каждый, поэтому они принимают решение покинуть родину", – считает лидер Исламской партии Таджикистана Мухиддин Кабири.
Власти страны заверяют, что помогают всем вернувшимся на родину ученикам богословских школ поступить в светские или религиозные учебные заведения страны. Кроме того, граждане республики могут воспользоваться своим правом продолжить религиозное обучение в исламских вузах, однако сделать это можно лишь с разрешения государственных органов.
"Альтернативные предложения минобразования и минтруда не удовлетворили бывших студентов. Только малая часть захотели учиться здесь, многие изъявили желание продолжить обучение за границей", – признает председатель комитета по делам молодежи, спорта и туризма Маликшо Нематов.
Некоторые из находящихся в Душанбе "талибов" откровенно признавались, что им было запрещено общаться с корреспондентами иностранных СМИ. По словам бывших студентов-богословов, государственные структуры очень неохотно принимают таких молодых людей на работу, считая их политически неблагонадежными.
Адмадхуджа Давлатов – один из 83 студентов Исламского университета, несколько лет назад возвращенный из Ирана, – говорит, что из 180 вернувшихся на родину лишь 25 студентов изъявили желание продолжить учебу в Таджикистане.
"О других своих однокурсниках ничего не знаю", – рассказал Би-би-си Давлатов.