Туареги, прежде воевавшие на стороне Каддафи, а после смерти полковника действующие по собственному разумению, вторглись на север Мали. И, завоевав огромную, по европейским меркам, территорию (по площади примерно Германия плюс Франция), 6 апреля провозгласили "Туарегскую Джамахирию" – новое независимое государство Азавад со столицей в древнем городе Тимбукту.
Тут можно было бы дать краткий обзор нового государства: мол, почти сплошь пустыня, но в ней найдена вода и есть богатые залежи урана. Но делать такой обзор всё же рановато, поскольку этот самый Азавад за первые четверо суток никто не признал: ни ООН, ни Евросоюз, ни Африканский союз, ни региональное западноафриканское объединение ЭКОВАС. И никто не признает, продержись Азавад хоть сорок четыре года.
Не признают по двум причинам. Во-первых, помимо уже захваченной территории Мали, туареги открыто претендуют на свои исконные земли, входящие в состав еще четырех смежных государств. В Нигере, например, сравнительно недавно с трудом подавили длившееся два года восстание кочевников; в любую минуту можно ожидать, что с лозунгом присоединения к Азаваду поднимутся туареги в Буркина-Фасо, в Алжире и в Ливии.
Кстати, в населенной туарегами части Ливии Феззане есть нефть, что добавляет проблеме остроты. Так что даже провозглашение независимости Азавада – огромный шаг к дестабилизации региона, а уж международное признание Азавада стало бы гарантией долгого кровопролития.
Второе соображение еще существеннее, поскольку выходит далеко за рамки региона. Новоявленный Азавад – это не только туареги; это еще и исламисты. А этих интересует не независимость "исконных туарегских земель", а торжество ислама. На самое первое время – низвержение всех светских режимов в регионе и установление норм шариата.
Уже сегодня виднейшую роль в Тимбукту играет организация, называющая себя "Аль-Каида в странах исламского Магриба". Имя говорящее, и говорящее правду. Пока, сколько можно понять, исламисты намереваются продолжить наступление на Бамако, столицу Мали, благо малийская армия обретается в плачевнейшем состоянии. А что они станут делать завтра, кто же вам предскажет?
Единственное, что можно предсказать, практически не рискуя ошибиться, и именно поэтому происходящее опасно не только для стран региона, но и для всего мира, – это скорое возникновение на "освобожденных" землях лагерей по подготовке террористов.
На новую "территорию джихада", псевдогосударственное образование, открыто поддерживающее радикальных исламистов, станут съезжаться боевики со всего мира. Тут им будет даже лучше, чем в Сомали или Йемене, где против них хоть время от времени проводятся воинские операции. Здесь их просто некому сейчас проводить.
Именно поэтому более чем вероятно, что в этих краях потребуется, и рано или поздно произойдет, иностранное военное вмешательство. Уже сейчас, когда и недели не прошло с самопровозглашения Азавада, эксперты обсуждают: будет ли это вмешательство только государств региона или потребуется участие хотя бы в форме прикрытия с воздуха более развитых государств. Но, так или иначе, покоя в тех краях не будет еще очень долго.
Про высокую вероятность возникновения на юге Ливии и смежных землях некой "Туарегской Джамахирии", а равно и про то, сколько неприятностей, причем не только для ближайших соседей, такое возникновение принесет, специалисты предупреждали и в ходе разгрома режима Каддафи, и даже до его начала, когда вмешательство Запада только еще обсуждалось. Как мы сейчас видим, предупреждали не зря.
Возможно, теперь стоит отнестись с большим доверием и к другим прогнозам специалистов. Они невеселы. Эксперты предрекают и распад Ливии (не считая земли мятежных туарегов, еще как минимум на две части), и распространение беспорядков на соседний Алжир, который и сейчас-то сохраняет спокойствие чудом – может быть, только потому, что люди там слишком хорошо помнят ужасы гражданской войны.
Но надо признать: сегодня уже несколько поздновато размышлять над этими перспективами. Что-то сделать для смягчения грозящих бед, вероятно, можно и сейчас, но на самом-то деле думать надо было раньше. До того, как выбивать из политической конструкции всей Северной и Западной Африки несущий элемент – режим такого недемократичного полковника Каддафи. Тогда надо было вспомнить, куда ведут дороги, вымощенные добрыми намерениями. А теперь что же? Теперь остается лишь смиренно наблюдать, в какие кровавые дебри эта дорога заводит.
Александр Привалов