В освоении космоса 30 апреля должно состояться эпохальное событие – к американскому модулю Международной космической станции (МКС) пристыкуется частный космический аппарат Dragon. Еще недавно это было фантастикой, а сегодня — почти реальность (почти – потому что Dragon должен был стартовать 7 февраля, но пуск перенесли по техническим причинам).
Основатель и владелец компании SpaceX, спроектировавшей и построившей Dragon, сорокалетний американец, выходец из ЮАР Элан Маск — примечательная фигура в группе молодых миллиардеров, сделавших быстрые деньги на интернет-технологиях.
Маск родился в 1971 году в Претории в простой белой семье инженера и диетолога. В 10 лет он получил на день рождения компьютер, что по тем временам было очень круто. А через пару лет, самостоятельно освоив программирование, 12-летний подросток уже продал свою первую компьютерную игру Blastar. Закончив школу в Претории, Элан эмигрировал в США — как он сам говорит, дабы избежать службы в южно-африканской армии, где царит произвол черных африканцев.
Будучи студентом, Маск основал вместе с братом компанию Zip-2, которую они затем продали Alta Vista за $307 млн. Эти деньги стали стартовым капиталом для участия в проекте Pay Pal, который позже был продан E-bay — уже за полтора миллиарда. После этой успешной сделки молодой бизнесмен и задумался о космосе.
У Элана возникла мысль, что было бы здорово реализовать проект марсианской оранжереи – попробовать создать оазис земных растений на красной планете. Это могло бы стать первым шагом колонизации. Проект оранжереи, которая была спроектирована под марсианские условия, ему предложили сделать очень быстро и не дорого. Но встал вопрос, как переправить на Марс оборудование и растения.
Тогда Маск попробовал прозондировать почву относительно покупки российских ракет. В России бизнесмен мало известен, хотя он трижды посещал нашу страну, проводил переговоры с высокопоставленными чиновниками о возможности покупки технологий и ракет. Однако космическая отрасль и правительства обеих стран оказались не готовы к такой частной инициативе, и переговоры пришлось свернуть. Тогда Маск решил основать SpaceX и строить ракетоносители и космические аппараты самостоятельно. Параллельно он занимается еще двумя глобальными проектами — Tesla Motors и SolarCity. Активы Маска американские аналитики оценивают приблизительно в два миллиарда.
По мнению экспертов, компания SpaceX сумела привлечь талантливых разработчиков и инженеров, которые не только создали новый ракетоноситель Falcon и космический аппарат Dragon, но и минимизировали расходы. При этом компния предпочитает не отдавать работы субподрядчикам, а по максимуму производить все на собственном заводе в Калифорнии. По утверждению Маска, SpaceX производит сейчас больше ракетных двигателей, чем все другие компании США вместе взятые.
Впрочем, дорога к успеху была не только быстрой, но и очень ухабистой. При разработке первого ракетоносителя Falcon 1 неудачей закончились три испытания подряд. Заодно раз за разом погибала и "коммерческая начинка" (от микроспутников до урн с прахом, которые компания бралась вывести на орбиту), с помощью которой Маск пытался минимизировать расходы. Над бизнесменом уже начали смеяться, а его проект приготовились похоронить. Тем не менее, Маск не опустил руки, а продолжал вкладывать деньги в разработку Falcon. В конце концов компании удалось создать прошедший успешные испытания Falcon 9.
Тут уже Маском серьезно заинтересовались в NASA, с которой был подписан солидный контракт. Сейчас в американской прессе пишут, что именно разработанный SpaceX аппарат Dragon может заменить прежние американские шаттлы (подробнее о "приватизации" космоса читайте здесь). Если испытания 30 апреля пройдут успешно, и Dragon с грузами пристыкуется к МКС, то начнут разрабатывать план полета следующего аппарата — уже с людьми.
Элан Маск в своих интервью подчеркивает, что не ставит задачи стать крупнейшим производителем ракетных двигателей и пилотируемых космических аппаратов. Он хочет вернуть интерес к освоению космоса, романтический дух мечтаний о межпланетных перелетах. Сегодня идея полета на Марс кажется Маску вполне реальной и остается среди его приоритетов. Он полагает, что надо думать о создании аппарата, который мог бы заправляться на Марсе (чтобы не нести груз топлива для обратного пути), и который был бы многоразовым. Маск считает, что в перспективе человечество сможет осуществлять туристические полеты на Марс сродни нынешним экскурсиям на МКС. И, конечно, бизнесмен рассчитывает поучаствовать в создании новой индустрии.
Пока масштабы космического туризма довольно скромны. Туристами на МКС побывали лишь семь человек, среди них, кстати, владелец цирка Дюсолей Ги Лалеберте. Один из туристов — Чарльз Симони (венгерский программист, переехавший в США) — побывал на МКС уже дважды. "Путевки" стоили "туристам" от $20 млн до $35 млн.
Вообще, космический проект Элана Маска — отнюдь не единственная частная космическая инициатива. Российский бизнес тоже участвует в развитии таких проектов. Например, "Орбитальные технологии" в партнерстве с ведущими российскими космическими игроками разрабатывает проект коммерческой космической станции. Уже известны некоторые детали проекта: ККС будет находиться на орбите на высоте 350 километров, в четырех каютах смогут разместиться семь человек. Озвучены были и цены – пятидневное пребывание в космосе будет стоить около миллиона долларов. Запустить проект обещают в 2016 году.
И все же, пожалуй, именно проект Элана Маска унаследовал дух героической романтики, который сопутствовал первым космическим полетам. Вероятно, именно такие люди могут вернуть освоение космоса в список приоритетных интересов человечества и, тем самым, способствовать интеграции человеческой цивилизации.