Большую часть интервью я беру по скайпу. Это гораздо удобнее традиционной поездки к собеседнику через пробки, с записью на диктофон и ее расшифровкой, когда внезапно выясняется, что половину сказанного разобрать решительно невозможно. Так что я скачала в Интернете бесплатную программу, которая автоматически записывает разговор по скайпу со студийным качеством звучания, имеющую прекрасный поиск нужных мест в интервью и проч. Мой сосед тоже пользуется скайпом – для разговоров со своей украинской родней. Ему через видеоконференцию недавно новорожденного племянника показали – говорит, вылитый он в детстве. По цене это дешевле, чем разговор по мобильному телефону. А мобильный прекрасно служит для отпугивания комаров: есть такая программа, заставляющая смартфон издавать ультразвук, отпугивающий кровососов.
Я давно уже забыла о необходимости ежемесячного стояния в очереди для оплаты коммунальных услуг: все платежи совершаю через Интернет. Там же делаю большую часть покупок: от билетов на самолет и бронирования гостиниц до туфель и подарков друзьям.
Половину нужных услуг и товаров я нахожу через социальные сети: то друзья порекомендуют, то рекламой воспользуюсь. Кстати, соцсети оказались очень полезны для поисков нужных журналисту экспертов: некоторые из них прямо там и дают комментарии. Иногда я вспоминаю, что не так уж и давно макет газеты клеился на бумаге, а не верстался на компьютере. Про сайты СМИ речи вообще не шло: я еще помню время, когда крупное деловое информагентство рассылало новости с помощью курьеров.
Мир изменился, говорим мы. Это правда. Но мы так и не поняли, что живем в другом мире – и что жить в нем надо совершенно по-другому.
"Давно не виделись", – часто грустят друзья. Да, при нынешнем ритме жизни потратить целый день на двухчасовой визит к знакомым, живущим на другом конце города, – малопозволительная роскошь. Но разве трудно воспользоваться тем же видеозвонком по скайпу? Однако мы по-прежнему считаем друзьями тех, с кем не общались уже несколько лет – и не бережем отношения с "френдами", с которыми часами переписываемся ежедневно.
Знакомая пиарщица жалуется: приходится писать пресс-релизы по ночам, а рабочий день уходит на бессмысленное офисное времяпровождение. Может, лучше было бы человеку работать дома? Однако съезжаться в офис заставляют и программистов, и журналистов, и бухгалтеров, и множество других людей, чья деятельность ничуть не пострадает от того, что будет протекать дома. Доводы о том, что это, дескать, расслабляет, не выдерживают критики: любая работа, предполагающая изготовление некоего продукта или выполнение некой процедуры в определенное время или определенных обстоятельствах, совершенно четко контролируется – средствами того же Интернета и не слишком сложных программ. Представляете, сколько офисных зданий освободилось бы, сколько автомобильных пробок рассосалось, сколько денег компаний было бы сэкономлено? Но процесс не идет.
Как не идет процесс перехода торговли и сферы услуг на новые технологии. Реальные магазины и виртуальные не просто разделены: они враждуют друг с другом. Между тем у обеих форм торговли есть свои недостатки. До реального магазина не всегда есть время добраться, да и затраты на аренду помещений и зарплату персонала прибавляют к товарам до 30% цены. В интернет-магазине нет возможности примерить или пощупать товар. Тот, кто сумеет создать гибрид этих форм торговли, лишенный недостатков прототипов, станет миллиардером.
С новым миром пытаются совладать рекламщики – но их желание предоставлять нам рекламу по вкусу и в нужном месте наталкивается на возмущение: они шпионят за нами! При этом большинство из нас не хочет посмотреть правде в глаза и признать: все наши тайны давно известны. "Если ты не хочешь делиться информацией, ты не должна: подключать свой компьютер к Интернету, заполнять анкеты в магазинах, регистрироваться на тех или иных ресурсах, расплачиваться картой (и лучше ее вообще не иметь), давать делать копию с паспорта всевозможным охранникам и т.п.", – учил меня знакомый. "Но это невозможно!" – воскликнула я. "Тогда смири гордыню и перестань считать, что тайна твоего ФИО интересна миру", – отрезал он.