5 апреля исполнилось ровно 100 лет со дня крушения в северной Атлантике круизного лайнера «Титаник», который отправился в свой первый рейс из порта Саутгемптона. В крупнейшей морской катастрофе ХХ века погибли 832 пассажираи 685 членов экипажа. По одной из версий, причина гибели «Титаника» человеческий фактор. Якобы гигантский лайнер затонул из-за грубой ошибки рулевого.
У судна было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой запаниковал и повернул не в ту сторону. За первой ошибкой последовала еще одна. Пассажиров и экипаж можно было спасти, если бы корабль остался на месте, но глава компании White Star Line, которой принадлежал «Титаник», опасаясь, что инцидент может нанести урон его компании, убедил капитана продолжить плавание. Спустя 100 лет некоторые лайнеры превосходят «Титаник» по размеру и гораздо более надежны. Но это не ограждает морских гигантов от аварий.
При этом вина за них лежит, как правило, на экипаже — то есть все тот же человеческий фактор. За примерами далеко ходить не надо. Круизный лайнер Costa Concordia потерпел крушение в январе этого года в Тирренском море близ острова Джильо у побережья итальянской области Тосканы. На борту судна находились более 4,2 тыс. человек, а жертвами стали 30 человек. По данным итальянских следователей, причина крушения — ошибка капитана Франческо Скеттино. Он решил подвести судно поближе к острову Джильо, чтобы поприветствовать своего старого друга. Судно начали эксплуатировать лишь в 2006 году, рейс проходил по Средиземному морю, где аварии и небольших судов — редкость. Однако ошибка сыграла и здесь свою роковую роль.
В России помимо человеческого фактора есть более важная проблема — круизный флот практически весь старше 30 лет. По мнению экспертов, владельцам судов просто невыгодно вкладывать средства в модернизацию судна — на старых «корытах» они делают те же деньги. Исправить ситуацию можно путем приведения стандартов речного пароходства внутри России в соответствие с международными. Кроме того, следует повысить конкуренцию — допустив на внутренний рынок иностранные круизные суда.