В рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» детям приходится изучать религию большинства.
С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) станет обязательным во всех российских школах. Предусматривается, что родители в рамках этой дисциплины смогут выбрать один из шести модулей: «основы православной культуры» (ОПК), «основы исламской культуры», «основы буддийской культуры», «основы иудейской культуры», «основы мировых религиозных культур», «основы светской этики». «МН» поговорили с родителями, учителями, религиозными деятелями различных вероисповеданий, проживающих в регионах, где эксперимент по введению ОРКСЭ стартовал в 2010 году.
Баптист Сергей Степанов из Тамбовской области возмущён насаждением православия: ему намекнули, что отказ от изучения его дочерями «религии большинства» может обернуться денежными тратами, ведь надо будет дополнительно закупать учебники по другому курсу. В Калмыкии, напротив, священник безуспешно борется за введение курса ОПК для православных детей, которые здесь в меньшинстве. В Чечне русские дети изучают основы ислама, а православную учительницу отстранили от преподавания этого курса.
Свой среди чужих, чужой среди своих
Ученики, оказавшиеся по своим религиозным убеждениям в меньшинстве, посещают уроки чужой для них веры. Иногда родители сами идут на это и выбирают тот модуль ОРКСЭ, который выбрало большинство.
Старшая дочь баптиста Сергея Степанова посещает уроки православия в Цнинской школе №2 Тамбовской области второй год. Когда в 2010 году на родительском собрании классный руководитель раздала анкеты ОРКСЭ, Степанов выбрал «светскую этику», но его мнение ни на что не повлияло. «На уроках православной культуры дети читают молитвы и крестятся. Но у баптистов так не принято. Дочка не крестится после молитвы и чувствует себя чужой, не такой, как все», — рассказывает Степанов.
Отец Амвросий, настоятель храма «Всех скорбящих радость» в Наурском районе Чечни, рассказал, что в общеобразовательных школах большинство учеников — чеченцы, русских детей по 5-6 человек. «Есть случаи, когда православные родители идут по пути наименьшего сопротивления и отдают ребенка на уроки ислама, чтобы он не чувствовал себя "белой вороной”», — говорит отец Амвросий.
Многовато православия…
Сергей Степанов рассказал, что на днях его младшая дочь-третьеклассница принесла из школы анкету, в которой нужно было отметить один из модулей курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и рассказала, что учительница просила передать, что выбрать надо православие, потому что все в классе православные. В противном случае за учебники придется доплачивать 1,5 тыс. рублей. «У нас верующая семья, но мы ходим в баптистскую церковь. Я не имею ничего против православия, но к чему эта видимость выбора и навязывание какой-то конкретной религии», — возмущается Степанов.
По словам же Евгении Князевой, преподавателя ОРКСЭ этой школы, все учебники детям выдаются бесплатно, курс ОПК детям не навязывается, а в 2010 году был класс, изучавший «светскую этику». Князева является не только учителем, но и главой православного центра «Свет души», который работает при школе второй год. «Мы сотрудничаем с приходом, ездим на экскурсии, батюшка в школу приходит», — рассказала она.
…или мало?
В некоторых регионах России русские дети практически лишены возможности изучать православие.
Сергий Крюков, православный священник из калмыцкого города Лагань, второй год пытается добиться, чтобы в школах ввели уроки «основ православной культуры». Во всем городе есть лишь один класс, где преподается эта дисциплина. В большинстве учебных заведений дети изучают основы буддизма и основы мировых религиозных культур. Крюков ходит по школам, общается с директорами и учителями ОРКСЭ, но так до сих пор и не нашел поддержки. «Когда в 2010 году говорили о введении в нашей республике ОРКСЭ, обещали, что даже для одного-двух православных детей будут организоваться уроки ОПК, но этого нет», — сетует отец Сергий.
Аналогичная ситуация сложилась в Чечне «В школах мало детей русских, и они ходят на уроки ислама, а куда им, бедным, деваться?», — говорит Наталья Зеленская, преподаватель православной воскресной школы в Наурской станице. По выходным эту школу посещают около 15 детей.
Опасный компромисс
Администрации школ утверждают, что не имеют возможности организовать специальные уроки для религиозного меньшинства. Нина Тарасова, преподаватель средней школе №4 города Лагань республики Калмыкия полагает, что в этой ситуации хорошим компромиссом является модуль «основы мировых религиозных культур»: дети узнают понемногу о разных религиях, и им ничего не навязывается. «В нашей школе 80% учеников — калмыки, они ходят на основы буддизма, а православные и мусульмане – на основы мировых религиозных культур», — рассказала Тарасова.
А вот отношение к этому курсу сотрудников Цнинской школы №2 в Тамбовской области совсем иное: «Разобраться во всех религиях преподавателю тяжело, да и вообще, мы боимся проникновения в школу различной ереси, сект. У нас этого модуля никогда не было», — говорит учитель Евгения Князева.
Неправильные учителя
ОРКСЭ преподается детям во втором полугодии четвертого класса и в первом полугодии пятого. В основном его ведут учителя начальной школы, прошедшие специальную подготовку. При этом вероисповедание педагога имеет значение.
В наурской школе №2 (Чечня) предмет «основы исламской культуры» с 2010 года вела православная Светлана Часовских, учительница начальных классов. «Это мой любимый предмет. Я хоть и русская, но живу среди мусульман, мне самой было интересно узнать об этой религии побольше», — говорит она. Однако «наверху» посчитали, что православный человек не может преподавать ислам, и с 1 сентября 2012 года этот предмет будет вести учитель чеченского языка.
Изучать нельзя отказаться
Отношение экспертов к изучению детьми культуры чужой религии неоднозначно. Православный священник Амвросий, служащий в чеченской церкви, полагает, что если русский ребенок изучает культуру ислама, это еще не значит, что он станет мусульманином. «Сегодня в республике происходит обмен между культурами, мы отошли от конфликтов и распрей всяческих. Православные дети ходят на уроки ислама, и их никто не выгоняет из класса», — сказал отец Амвросий.
Но, по мнению исламоведа Гасыма Керимова, каждый ребенок должен иметь возможность посещать именно тот курс, который соответствует его вере, в противном случае религия может вообще вызвать отторжение. «Зачем русскому человеку изучать ислам или буддизм? Разговоры о том, что изучение различных религий расширяет кругозор — это ерунда, сейчас дети даже о своей культуре ничего не знают», — полагает Керимов. Он отметил, что предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» в том виде, в котором он существует сейчас, напоминает ему советские лекции по атеизму, на которые заставляли ходить верующих.
Нет проблем?
Владимир Прибыловский, президент информационно-исследовательского центра «Панорама», рассказал, что ситуация, когда школьники посещают уроки религиозной культуры независимо от того в какого Бога верят, складывается потому, что в большинстве случаев учитывается не мнение родителей, а пожелания чиновников, на которых оказывает влияние духовенство. «Например, в центральных регионах России, в Тамбовской области на чиновников влияет РПЦ. В регионах этнического ислама и буддизма — мусульманское и буддистское духовенство соответственно, — говорит Прибыловский. И добавляет: «Будь моя воля, я бы эти религиозные уроки вообще бы отменил».
Но в министерстве образования РФ никаких проблем во введении в школы «Основ религиозной культуры и светской этики» не видят. «Такого не бывает чтобы, например, ребенок из православной семьи изучал буддизм или ислам. По всем документам этого быть не может», — заявил «МН» официальный представитель ведомства.
Наталия Беришвили