Основная задача Всемирной Торговой Организации (ВТО) – это распространение действия единых правил торговли на все страны, в том числе и на внутреннюю экономическую жизнь этих стран. То есть, если объяснять упрощенно, то любой наш производитель может оказаться адресатом судебного иска от своего конкурента с другого конца мира, если конкурент считает, что наше предприятие использует методы поддержки, не предусмотренные ВТО. Если, например, некое предприятие для выпуска своей продукции использует сырье или энергию, субсидируемую из госбюджета, то это уже основание для иска и, соответственно, больших штрафов.
Обратите внимание, что хотя у нас гарантировано на какое-то время сохранение цен на бытовой газ для частных потребителей, для электростанций «Газпром» уже собирается поднять отпускную цену на газ. МЭРТ выступает против повышения цен на газ, но соглашениями, которое то же МЭРТ подписало, обусловлено, что внутри страны «Газпром» должен действовать по коммерческим правилам.
Сторонники ВТО говорят, что правила этой организации позволят российским производителям свободнее действовать на иностранных рынках, но у этого процесса есть и другая сторона – то есть это означает, что иностранные производители могут свободнее действовать на внутреннем рынке России. Правилам ВТО почти снимается протекционистская защита. Это приведет на первом этапе, к экономическому поражению некоторых наших отраслей, что, в общем-то, и не скрывается. В первую очередь это касается грузового автопрома, сельхозмашиностроения, российской сборки иномарок. Если говорить о сельском хозяйстве, то это приведет, скорее всего, к краху свиноводства. То есть пострадают именно те отрасли, которые у нас еще хоть как-то существуют.
При этом общее же влияние на экономику будет таково, что практически все наши производители окажутся в более жестких условиях в плане конкуренции с производителями из целого ряда регионов мира. Это те последствия, которые просчитываются сразу на первом же этапе, и, повторюсь, это никем не отрицается.
В качестве практически единственного положительного довода говорится о том, что за счет снижения уровня пошлин импортные товары будут у нас для нашего потребителя дешевле. Но вот это как раз очень спорно. Во-первых, для того, чтобы что-то купить, надо сначала что-то продать, а с этим будут большие проблемы. Во-вторых, в составе розничной цены на товары, собственно таможенные пошлины занимают крайне незначительную часть, потому что они начисляются на отпускную цену производителя, а она невелика. А вот розничные и транспортные накрутки составляют минимум еще сто процентов, а иногда и двести относительно себестоимости. В качестве примера приведу тропические фрукты, которые у нас продаются по цене в несколько сот рублей за килограмм, притом, что их закупочная цена составляет несколько десятков рублей.
Это некоторые общие моменты, которые касаются товарооборота. Но имеется еще группа соглашений, которые касаются областей вообще малознакомых нашему потребителю, да и производителю. Это касается банковского и страхового бизнеса, рынка интеллектуальной продукции и тому подобных вещей. Насколько я знаю, официального текста соглашений ВТО на русском языке не существует. Бизнес-сообщество неинформированно. Меня эта ситуация беспокоит, ведь на территории нашей страны начнут действовать законы, написанные на иностранном языке и обладающие приоритетом по отношению к нашему внутреннему законодательству.
А.П.Паршев