В торговых центрах мы с печальными вздохами фотографируем на айфоны десятую дизайнерскую сумку, которую пока не можем себе позволить, потому что уже потратили всю зарплату на девятую. В продуктовых супремаркетах мы тянемся за очередной яркой коробкой «чего-то», загружая тележку до потолка. Нам нужно все больше — достаток уже давно превратился в фетиш. Как определить для себя золотую середину и научиться соотносить «хочу», «могу» и «нужно»?
Must-have
По статистике, современный человек за год видит столько рекламы, сколько 50 лет назад люди видели за всю свою жизнь. Поэтому разобраться в том, что нам действительно нужно, задача непростая.
Для этого вовсе необязательно превращать свою комнату в келью, а самому становиться строгим аскетом. Достаточно хотя бы ненадолго отключить телевизор, захлопнуть глянцевый журнал и в наступившей внутри тишине попытаться разобраться — а что вам, личности, человеку, мужчине или женщине, действительно нужно.
Желание, а главное — возможность покупать все, что хочется — это замечательно. Ничто не влияет на нашу самооценку так, как наша покупательская способность. Но и у этого подхода есть очень неприглядная оборотная сторона. Самооценка того, кто прочно связал себя со своей способностью покупать, зависит от внешних вещей: она может упасть ниже плинтуса, если заядлый шопер не может себе позволить что-то приобрести, даже если это что-то, по большому счету, ему не нужно. Зачастую такой психологический механизм работает по принципу «все побежали — и я побежал». Так появляются «маст-хэвы» и «ит-бэги» — вещи, которые заполняют в нас внутреннюю пустоту. Парадокс в том, что мы сами же ее и создаем — ведь просто пойти и купить брендовую вещь гораздо проще, чем поработать над самим собой.
Как же понять, что нам необходимо на самом деле, а без чего можно и обойтись?
Обойдемся без...
В хит-параде, составленном путем нехитрого опроса друзей, знакомых и френдов в блоге, с существенным отрывом от прочих благ цивилизации победил телевизор. Опрошенные в голос утверждали, что без него их жизнь стала только лучше и насыщеннее. Телевизор съедает у нас время, которое мы могли бы потратить на общение с близкими и активную деятельность. Вместо этого мы проводим часы, пялясь в пластмассовый ящик и наблюдая за жизнью людей, которые не имеют к нам никакого отношения. Кроме того, ТВ навязывает мнение и формирует вкус, который изысканным назовешь едва ли.
Опрошенные были суровы — второе и третье место после телевизора заняли Интернет (а что, тот же телевизор, только в профиль) и мобильный телефон. Да-да, тот самый, без которого мы сегодня не мыслим своей жизни и без которого вполне успешно обходились еще 10—15 лет назад. Между тем, ученые бьют тревогу — появилась даже своеобразная болезнь, номобофия (от английского no mobile phobia) — боязнь оказаться без мобильника. Больные даже в туалет и в постель берут с собой сотовые телефоны и заводят на всякий случай по два девайса. По стастистике, две трети населения развитых страны подвержены этому психическому расстройству.
Постоянно находиться на связи — значит, постоянно находиться в состоянии стресса и повышать уровень кортизола в крови. Все же стоит время от времени выключать мобильный, вытаскивать мужа из-за компьютера, а сына из-за игровой приставки и устраивать семейные вылазки в зоопарк, кафе, музей, да просто на прогулку. И пусть весь мир — особенно электронный — подождет!
Мера всех вещей
Да не оскорбит наших уважаемых читательниц небольшой экскурс в заумное и вечное, однако, как говорится, есть повод.
В философии существует течение — феноменология, изучающее вещи такими, какие они есть — безо всякой шелухи и добавочных смыслов. Лозунг ее прост и гениален: «Назад, к самим вещам!». И здесь вовсе не имеются в виду заветные туфли на красной подошве. Феноменология считает, что наше сознание способно играть с нами злые шутки и предлагает всем вспомнить, что стул — это просто стул, даже если он дизайнерский и даже если это трон. На вещи нужно смотреть не замыленными рекламой глазами, а видеть их такими, какие они есть.
И в следующий раз, когда вы отправитесь в поход по магазинам, мы очень советуем вам попробовать взглянуть на предметы с точки зрения их первоначального смысла. Платье — это всего лишь платье. Туфли — это туфли. Сумка — это сумка. В ходе этого небольшого эксперимента можно выяснить о себе любопытнейшие факты — например, насколько вы привязаны к вещам и что представляет для вас истинную ценность. Задайте себе два вопроса: за что вы платите и за что вы переплачиваете. Ну, и третий — что на самом деле делает вас счастливыми?
***
Мы уже почти забыли о том, что важны поступки, а не покупки. И мир вещей сегодня претендует на то, чтобы являться миром наших смыслов. Приобретать новое можно и нужно — причем делая это с удовольствием. Важно не зависеть от моды на покупки — за ней все равно не угнаться. Но есть вещи, проверенные временем, которые немного старомодно именуются вечными ценностями. Сердечные отношения, дружба, любовь, творчество, свобода выбирать и быть собой — на это мода не пройдет никогда, потому что это единственное, что делает нас счастливыми по-настоящему.