После принятия сирийским правительством мирного плана спецпосланника ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Кофи Аннана наряду с объявлением режима прекращения огня между противоборствующими сторонами официальный Дамаск разрешил въезд в страну международных наблюдателей.
Однако в интервью, которое местным СМИ дала советник президента Асада Бусейна Шабан, было отмечено, что Дамаск не гарантирует безопасности международных наблюдателей.
Шабан также отметила, что сирийское правительство, которое борется с вооруженными мятежниками, имеет право отбирать международных наблюдателей, которые прибудут в страну.
Большинство аналитиков оценивает выступление официального представителя президента как нерешительность и безволие сирийского правительства.
Со дня объявления режима прекращения огня и по сегодняшний день в Сирии 28 раз нарушился режим прекращения огня. При этом противоборствующие стороны обвиняют в этом друг друга, а международное сообщество утверждает, что за происходящее ответственен режим Башара Асада.
Хотя сирийские власти и приняли «План Аннана», в восстановление стабильности в стране верится с трудом. Дело в том, что режим Асада не может контролировать происходящее в стране, кроме того, и, возможно, в первую очередь, потому что в Сирии сталкиваются интересы арабских государств Персидского залива, Турции и Ирана.
Хотя глава МИД Турции Ахмед Давутоглу и заявляет, что его страна проводит в отношении Ирана политику «Ноль проблем с соседями», в действиях и Анкары, и Тегерана прослеживаются противоречивые моменты.
С первого взгляда, кажется, что Турция и Иран являются хорошими политическими и торговыми партнерами, но при внимательном изучении можно увидеть, что оба государства ведут серьезную борьбу за лидерство в регионе, и, одновременно, за расширение сферы влияния в Средней Азии.
Суннитские арабские государства, несомненно, хоть и временно, в этой борьбе займут место рядом с Анкарой для избавления от иранской угрозы. Но это не означает, что будет легко вывести регион из-под влияния Ирана. Сирия не является приграничным государством с ИРИ, но после того, как США вывели свои войска из Ирака, Багдад стал играть роль «гуманитарного» коридора между этими двумя государствами.
Даже в заявлении, сделанном во время последнего визита в Турцию бывшим вице-президентом Ирака Тариком Аль-Хашими, было указано, что аэропорт Багдада используется Ираном для незаконной поставки оружия в Сирию.
Сомнительно, что в такой ситуации региональные государства, в особенности, Турция, будут молча наблюдать за ситуацией в Сирии. Более вероятно, что в ближайшее время под руководством Анкары будет создан суннитский блок против Сирии, в том числе для избавления региона от влияния Ирана.