Исследования, проведенные учеными под руководством профессора Хашема Акбари из Университета Конкордии (Канада), показали, что светлые крыши и дороги позволят существенно снизить температуру земного шара, а также сократить расходы на кондиционирование зданий, передает «Компь
Ученые использовали специально разработанную ими климатическую модель, которая показала, что «перекраска» крыш и дорог в белый цвет увеличит общее альбедо городских территорий на 0,1. Это, в свою очередь, вызовет эффект положительной обратной связи : меньший нагрев городских зон обеспечит меньшее таяние снега, а это скажется на дальнейшем росте альбедо и снижении температуры городских территорий. В результате это может довольно серьёзно повлиять на общую климатическую ситуацию.
Исследователи анализировали два варианта модели. Первый предполагал применение политики белых крыш и светлого дорожного покрытия лишь в зонах между 20? северной широты и 20? южной широты (от вьетнамского Ханоя и мексиканского Мехико до Булавайо, столицы Зимбабве). Второй вариант охватывал территории между 45? северной широты и 45? южной широты (от французского Лиона до Данидина в Новой Зеландии; в России это соответствует широте Краснодара).
Оказалось, что для первого случая тотальное перекрашивание снизит среднюю температуру на Земле к 2300 году на 0,07 градуса Цельсия. Те же мероприятия в странах с умеренным климатом за то же время приведут к падению глобальной температуры на 0,1 градуса по Цельсию.
Изменившееся альбедо мегаполисов скажется на увеличении площади, покрытой снегом. Показательно и то, что столь значимые результаты были достигнуты при оценке площади городов в 1% от общей площади земной поверхности в названных климатических поясах (дынные проекта GRUPM). Со временем городов станет ещё больше, и влияние белых крыш и дорог на глобальную температуру только усилится.
В качестве приятного бонуса ученые указывают на тот факт, что белая крыша в сравнении с тёмно-зеленой (поглощающей наиболее энергетически насыщенную часть солнечного излучения) сокращает расходы на кондиционирование на 20%, причём даже при нормальной теплоизоляции крыши. В свою очередь, асфальт дорожного покрытия будет не так сильно страдать от высоких температур и в меньшей степени подвергаться колейности в жаркое время года.
«Увеличив альбедо плоских крыш на 0,4, покатых крыш на 0,25 и дорожного покрытия на 0,15, мы повысим общее альбедо городов на 0,1 и тем самым добьёмся такого охлаждения планеты, которое эквивалентно снижению выбросов углекислого газа более чем на 100 миллиардов тонн, что равно выбросам всех автомобилей мира за два-три десятилетия», — подчёркивают Хашем Акбари, Деймон Мэттьюз и Донни Сето.
Крыши меняют каждые 20–30 лет, и простое принятие закона об обязательной цветовой гамме в относительно короткие сроки решит проблему их перекрашивания без дополнительных затрат, полагают исследователи.