Первого апреля Узбекистан «пошутил»: перекрыл газовый вентиль Таджикистану и заявил, что самое главное для Ташкента — это поставлять газ не таджикам, а китайцам. К тому же узбеки, по их утверждениям, выполнили объём поставок на I квартал. Неожиданная шутка затянулась: подача газа Таджикистану возобновилась лишь ночью 16 апреля (в 00:00 часов). Впрочем, «весь апрель — никому не верь».
В обход шутника таджики, у которых своего газа очень мало и которым приходится его импортировать, решили покупать газ у Туркмении — транзитом через Узбекистан. Однако 4 апреля премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев в открытом послании премьер-министру Таджикистана Акилу Акилову, опубликованном на правительственном портале gov.uz, заявил: «Таджикской стороне должно быть хорошо известно, что в связи с функционированием туркменской и узбекской газопроводной системы отдельно друг от друга, транзит туркменского газа через территорию Узбекистана не представляется возможным» («OilCapital.ru» со ссылкой на РИА «Новости»).
«Лента.ру» сообщает, что между Узбекистаном и Таджикистаном «действует контракт на поставку 200 миллионов кубометров газа в 2012 году. 45 миллионов кубометров являются гарантированными поставками, для получения Таджикистаном еще 155 миллионов стороны должны были подтвердить намерения». Лишённые газа, в Таджикистане остановились крупные предприятия: «Таджиктрансгаз» и «Таджикский алюминиевый комбинат». Таджикские власти обвинили узбеков в дестабилизации обстановки в стране, предпринимаемом с целью провоцирования социального недовольства в стране наряду с рукотворной организацией гуманитарной катастрофы.
Это уже второе перекрытие газового вентиля Таджикистану в 2012 году; первое имело место в январе — и тоже без предварительного предупреждения. В январе вопрос был быстро решён поездкой в Ташкент правительственной делегации из Душанбе. Там-то и подписали документ о поставках 200 млн. кубометров, в т. ч. 45 млн. в I квартале.
Таджикская «Авеста», корреспонденту которой не удалось связаться с представителями «Таджиктрансгаза», пишет:
«По словам источника (из энергетических ведомств Таджикистана. — О. Ч.), согласно достигнутым договорённостям импорт природного газа во втором квартале текущего года составит 80 млн. куб. м. «Этот объём обусловлен тем, что по поручению правительства Таджикистана, все промышленные предприятия должны работать в две смены», — подчеркнул источник.
Он не стал раскрывать стоимость импортируемого природного газа, и лишь отметил, что «он (газ) в основном предназначен для промышленных предприятий». «Кроме того, ещё не ясно, будут ли выполнены ранее подписанные документы (в январе текущего года) на негарантийные поставки газа на текущий год в объеме 200 млн. куб. м», — отметил он».
А вот информация от агентства «Рейтер» («Uzbekistan resumes gas supplies to Tajikistan», «Reuters», Роман Кожевников), появившаяся в сети 16 апреля:
«Представитель таджикской госкомпании TajikTransGaz сказал, что контракт гарантирует поставку 155 миллионов кубометров узбекского газа до конца года по начальной цене 264 доллара за тысячу кубометров.
Он заявил, что цена контракта может измениться с учётом рыночных условий в течение года, не дав при этом дополнительной информации».
Вероятно, «может измениться» — здесь ключевое словосочетание.
Таджики могли бы найти выход из сложного энергетического тупика, а заодно и преодолеть тотальную зависимость от Узбекистана, построив Рогунскую ГЭС на Вахше. Вот что об этом пишет Пётр Бологов («Лента.ру»): «Но и тут вмешались узбеки — начиная с 2009 года, составы с грузами для строительства станции постоянно задерживаются на узбекской территории. В Ташкенте заявляют, что строительство ГЭС приведет к снижению стока Амударьи и уменьшению количества воды, необходимой республике для сельскохозяйственных нужд. Грозят также экологической катастрофой, игнорируя при этом тот факт, что, в отличие от Казахстана, Узбекистан и думать забыл о судьбе Аральского моря, позволяя его остаткам окончательно раствориться в пустыне».
Развивая экологическую тему в напряжённых отношениях Ташкента и Душанбе, П. Бологов рассказывает и об алюминиевом заводе — государственном унитарном предприятии Таджикистана «TALCO». Этот крупнейший изготовитель первичного алюминия обеспечивает 75% валютной выручки страны, что уже говорит о многом. Его остановка может породить экономическую катастрофу в Таджикистане.
Ещё один источник трений — Фархадская ГЭС, построенная в советское время. Как указывает П. Бологов, юридически эта приграничная ГЭС принадлежит Таджикистану, однако плотиной — так установилось в советскую эпоху — распоряжается Узбекистан. «Неофициальные источники в Душанбе полагают, что именно отказ таджиков переуступить плотину своему северному соседу является истинной причиной прекращения поставок газа», — пишет Бологов.
На пограничных полях Узбекистана с 1999 года уложены мины, на которых изредка подрываются таджики (по некоторым подсчётам, погибло больше ста человек). В Таджикистане растёт «шпионская» истерия: периодически сажают то одного узбекского шпиона таджикской национальности лет на 13, то другого на 18. Узбеки в ответ тоже «шьют» шпионские дела со сроками 14 и 20 лет (подробнее см. у П. Бологова).
Властям Таджикистана враги с некоторых пор мерещатся по всему миру. Как пишет американский профессор Стивен Бланк, «Администрации президента Таджикистана Эмомали Рахмона приходится иметь дело с возрождением деятельности вооружённых исламистов. Незадолго до падения режима Мубарака в Египте в феврале прошлого года журнал «Тайм» обнародовал список 10 «диктаторов в беде» — автократов, могущих в ближайшее время утратить свои позиции во власти, в котором Рахмон занял 8 место. Помимо строительства гигантской государственной мечети, руководитель Таджикистана инициировал ряд таких радикальных мер, как отзыв изучающих ислам студентов из зарубежных учебных заведений, включая каирский университет Аль-Азхар» («ЦентрАзия»). Что касается Узбекистана, то и там С. Бланк пророчит наступление «арабской весны». Впрочем, в чём-то откровения этого профессора Военного колледжа армии США походят на прогнозы другого американца, Джона Маккейна, который зимой предсказывал в России «арабскую весну».
Кстати, экономическое и политическое решение ситуации с Рогунской ГЭС, которое могло бы смягчить недружественные отношения Ташкента и Душанбе, нашёл Нусрат Рахмат, писатель из Самарканда. В конце ноября 2011 года он написал открытое письмо президентам Узбекистана и Таджикистана; оно было размещено в Интернете. Цитата из него:
«А насчет Рогунской ГЭС у меня своя точка зрения. Высоту плотины предлагаю уменьшить хотя бы на 50 метров. Думаю, сэкономленных средств хватит на строительство еще одной небольшой ГЭС. Придется признать, что у нас в Узбекистане некоторые «учёные» слишком преувеличивают её нецелесообразность и опасность. Даже в областных, районных газетах, сатирических журналах стали безграмотно критиковать проект этой ГЭС, хотя он был проектирован в Ташкенте. Я лично не соглашусь с некоторыми авторами, которые пишут, что под ГЭС находится огромный запас солей, и они как будто растворятся, или же что очаг землетрясения находится именно под Рогуном».
Таким образом, Таджикистан и Узбекистан ссорятся из-за «неделимого» советского прошлого. «Газовая» и «грузовая» (с Рогунской ГЭС) истории — это лишь новейшие энергетические эпизоды из 20-летней постсоветской вражды Узбекистана и Таджикистана, которая нынче вышла на геополитический уровень.
«Trend News Agency» (Азербайджан) пишет:
«Кто из двух соседних стран виноват в этой ситуации — судить сложно, ибо у каждой из них — своя правда. Исторически сложилось так, что стороны в определенном смысле попали в зависимое друг от друга положение и вот уже на протяжении почти 20 лет не могут распределить ресурсы региона. Чем же грозит подобное обострение?
Некоторые аналитики прогнозируют ухудшение отношений двух стран вплоть до возникновения военного конфликта. Однако подобный сценарий развития событий маловероятен, ибо два соседних государства несоизмеримы по своей мощи. Узбекистан долгое время, а возможно, и по сей день, соревнуется с Казахстаном за региональное лидерство. Таджикистан же, наоборот, считается, согласно некоторым отчётам, самым бедным государством региона.
Однако к нестабильности в регионе и серьёзным проблемам в Таджикистане обострение отношений с соседним Узбекистаном привести может, и, возможно, негативный исход ситуации не заставит себя долго ждать» (источник перевода — «ИноСМИ»).
Неспроста 3 апреля, после неожиданного отключения Узбекистаном газа, Таджикистан (через посольство в Москве) обратился с заявлением не куда-нибудь, а к России.
Цитата:
«Таджикистан выдавил это заявление главным образом потому, что ситуация в граничащей с Узбекистаном Хатлонской области, да и в целом по стране, мягко говоря, перестала внушать хоть какой-нибудь оптимизм. В указанной области, оставшейся практически без газоснабжения и железной дороги, рацион 70% населения состоит из хлеба и чая. Согласно последнему исследованию Всемирного банка и Детского фонда ООН, более трети таджикских детей до 5 лет умирают от последствий голода. Дальнейшая блокада будет работать на углубление социально-экономической катастрофы что, в конечном счёте, резко пошатнёт позиции власти «его величества» в Душанбе, если уже не пошатнула. Об этом открыто говорится в заявлении таджикской дипломатической миссии в Москве.
Эксперты в Таджикистане предрекали активизацию российской политики с приходом Путина. Но даже они не ожидали, что события начнут развиваться в опережающем режиме. Дело в том, что Узбекистан не просто временно блокирует транзитные коммуникации, оказывая экономический нажим на соседа, он выстраивает полноценный железный занавес, физически оставляющий Таджикистан за пределами постсоветского пространства и надежд когда бы то ни было присоединиться к новым интеграционным проектам на развалинах СНГ. Железная дорога разбирается, поставки газа прекращены, минные поля вместо границ, убивающие и калечащие десятки местных жителей в год и визовый режим без воздушного сообщения» (ИА «REGNUM», Виген Акопян).
Далее политолог Виген Акопян пишет о том, что сложную экономическую и политическую обстановку в Таджикистане учитывают Соединённые Штаты Америки, а также «международные финансовые круги», которые лоббируют в настоящее время «начинания по прокладке коммуникаций из Таджикистана в афганском направлении». Акопян делает вывод: Узбекистан выдавливает Таджикистан из СНГ, а американцы, перехватив в свои руки инициативу, «пристраивают его к Афганистану». При этом американцы могут обещать обеспечение пограничной безопасности (имеется в виду граница с Афганистаном), но не могут сделать того, что делает Россия (здесь автор имеет в виду обеспечение голодающего населения Таджикистана и предоставление рабочих мест миллиону таджиков в России).
«Второе направление работы американцев, — замечает Акопян, — таджикско-иранские связи. Помощник Госсекретаря США Роберт Блейк 27 марта в Душанбе призвал страны региона воздержаться от отношений с Ираном. То есть американцы хотели бы видеть Таджикистан в качестве своей тыловой и ресурсной базы, возможно, оперативного центра рядом с Афганистаном или… внутри его — внутри нового проекта «регионализованного» Афганистана» (ИА «REGNUM», Виген Акопян).
Таким образом, США одним махом сразу трёх зайцев убивахом: Америка получает контроль над границей с двух сторон — Афганистана и Таджикистана; усиливает своё влияние в ещё одном бывшем советском регионе; получает дополнительную возможность проводить антииранскую политику, отлучая Таджикистан от Ирана.
А затем — по известной политической формуле «Разделяй и властвуй»: «…По данным пресс-службы таджикского президента, американский генерал, отмечая «буферную роль» Таджикистана в предотвращении и распространении угроз терроризма, экстремизма и незаконного оборота наркотиков, пообещал с 2014 года, после вывода войск коалиции из Афганистана, нарастить военную помощь Душанбе. Помощник Госсекретаря США Роберт Блейк за неделю до этого уточнил, каким образом и откуда эта помощь будет поступать: часть вооружения, вывозимого из Афганистана, будет отдана на бесплатной основе или продана странам региона. «Убивайте друг друга, союзники западных миротворцев!» — звучит немой призыв» (ИА «REGNUM», Виген Акопян).
Узбекистан в Средней Азии Акопян сравнивает с Грузией в Закавказье. По Акопяну, Ташкент, член ОДКБ, проводит политику «исподтишка» и, как представляется политологу, «преднамеренно подтачивает безопасность одного из членов альянса».
Как сообщает «ЦентрАзия» (17 апреля), на открытии филиала Национального исследовательского технологического университета МИСиС, ведущего учебно-научного центра России по подготовке специалистов в области металлургии и материаловедения президент Рахмон «заявил, что Таджикистан является единственным государством в мире, где больше всего расположены важнейшие стратегические объекты России, такие как 201 военная база, центр космического слежения «Окно» в Нуреке и др.». Рахмон также высказал уверенность в том, что российскому руководству доводят неверную информацию о Таджикистане. Цитата: «Эмомали Рахмон назвал Россию единственным стратегическим партнёром Таджикистана и заявил, что стратегический партнер тогда достоин уважения, если в свою очередь проявляет уважение к Таджикистану как своему стратегическому партнёру».
«Авеста» также сообщает: «Президент подчеркнул, что «Таджикистан всегда находится бок о бок со своим стратегическим партнёром, и надеется на поддержку с его стороны в трудную минуту», — завершил свою мысль глава государства».
Поддержка?.. 201 база?.. «Есть и российские военные базы, которые находятся на территории других стран на безвозмездной основе. Это, в частности, 201-я военная база в Таджикистане — самое крупное воинское соединение за пределами России. Россия за своё военное присутствие до сих пор ничего не платит, хотя этот вопрос в последние годы поднимался неоднократно. Аппетиты союзников постоянно растут: если в прошлом году называлась цифра в 125 млн. долларов ежегодно или военная помощь на ту же сумму, то сегодня речь идёт уже о 300 млн., что в более чем в три с половиной раза превышает весь военный бюджет Таджикистана. Пока просьбы носят характер пожеланий и игнорируются Россией» («FLB»).
Но до сих пор не поставлена подпись президента Рахмона о пролонгации договора о дислокации базы на территории Таджикистана.
А дело тут в том, что на фоне экономических и политических трудностей с соседом Узбекистаном, Таджикистан успевает получать военную помощь от США. Речь идёт о пресловутой «безопасности в регионе».
Как сообщает «Авеста», 31 марта прошла встреча президента Таджикистана Эмомали Рахмона с командующим Центральным командованием армии США Джеймсом Мэттисом.
Цитата:
«Отмечая «буферную» роль Таджикистана в предотвращении и распространении угроз терроризма, экстремизма и незаконного оборота наркотиков, Мэттис подчеркнул, что США и впредь продолжат оказывать техническую помощь пограничным войскам и другим силовым и правоохранительным органам Таджикистана.
Как сообщает президентская пресс-служба, собеседники констатировали, что особое значение, наращивание такой помощи будет иметь с 2014 года, после вывода войск коалиции из Афганистана».
На 2013 год, между прочим, Штаты планируют выделить Таджикистану 1,5 млн. долларов — на военную помощь. Это, как указывает «Авеста», «почти в два раза превышает сумму ассигнований, уже выделенных на эти цели на текущий 2012 год». Куда пойдут эти деньги? На создание вооружённых сил, подготовленных для сотрудничества с силами НАТО и США — в миротворческих и прочих операциях.
Итак, Америка и вправду возлагает кое-какие надежды на Таджикистан. А президенту последнего, вероятно, следует обращаться с заявлениями не только в Москву, но и в Вашингтон. Действительно, расклад удобный: Москва трудоустраивает таджиков, а Вашингтон даёт денежки на реформирование армии и обещает «безопасность». От Вашингтона, стало быть, Таджикистан устраивает и 1,5 млн. долл., а вот Москва пусть выкладывает все 300.
Да вот только: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (из одной известной книги).
Узбекистан тоже заметно активизировал в последнее время всестороннее взаимодействие с США. Не только Эмомали Рахмон встречался с Мэттисом, но и Ислам Каримов. Если к Рахмонову Мэттис прибыл 31 марта, то к Каримову — 29-го.
Узбекская и американская стороны поговорили об экономике, политике, о противодействии «новым вызовам и угрозам», об обеспечении «региональной безопасности и стабильности». Об этом сообщает «Фергана.news». Названное издание также отмечает, что «в последнее время Узбекистан посетил ряд высокопоставленных американских чиновников. Так, в октябре 2011 года в Ташкенте побывали специальный представитель США по Афганистану и Пакистану Марк Гроссман и Госсекретарь США Хиллари Клинтон. В ноябре Узбекистан посетил командующий Центральным командованием (CENTCOM) Сухопутных войск США генерал-лейтенант Винсент Брукс, в декабре — командующий Транспортного командования (ТRАNSCOM) Уильям М. Фрейзер».
В начале февраля 2012 года Госдепартаментом США были сняты ограничения на оказание военной помощи Узбекистану, введённые в 2004 г. по той причине, что в Узбекистане неважно обстояли дела с «правами человека». «При этом в Вашингтоне не скрывали, что хотят укрепить отношения с Узбекистаном из-за того, что через эту республику пролегает один из маршрутов по снабжению войск НАТО в Афганистане. Как отметил помощник госсекретаря США Роберт Блейк, США заинтересованы в оказании помощи Узбекистану, поскольку тем самым американская сторона обеспечивает поддержку своих войск» («Лента.ру»). В 2012 г. Америка планирует профинансировать Узбекистан на 11,8 млн. долл. Соединённые Штаты предполагают поставлять Ташкенту приборы ночного видения, навигационные системы, бронежилеты, средства связи и приборы слежения («Новое Восточное Обозрение», Сергей Расов).
В общем, одной рукой Роберт Блейк помогает Ташкенту, другой — Душанбе. Причём рука, помогающая Узбекистану, много щедрее руки, одаряющей Таджикистан. Вторая рука действует как бы формально, едва ли не по ницшеанскому принципу: «Падающего — толкни». Оно и понятно: если Таджикистан рассматривается Штатами как бедная приграничная территория, то Узбекистан с его газом (и нефтью) и претензиями на региональное лидерство за полтора миллиона не купишь.
Обозревал и переводил Олег Чувакин