Идея создания такого рода соревнований достаточна забавна и уникальна. Как сообщает The Guardian, Госдепартамент США совместно с некоторыми отделениями Пентагона устроили нешуточную борьбу с представителями китайских спецслужб. Военные игры были специально разработаны, чтобы предотвратить угрозы кибернападений, которыми грешат оба участника, и отработать сценарии таких атак. Первые две игры уже прошли в прошлом году, и были засекречены какое-то время. Новый этап запланирован на май этого года.
Конечно, правительство Соединенных штатов надеялось на то, что Китай хоть как-то попытается оправдаться после обвинений в проправительственном индустриальном шпионаже, однако китайские участники были настроены крайне воинственно.
«Китай пришел к выводу, что силовые отношения изменились, и они встали на тот путь, который им нравится и выгоден. При этом их Народная Освободительная Армия настроена крайне враждебно. Они рассматривают США как цель. Они чувствуют уверенность в своих действиях и надеются, что Штаты находятся в состоянии серьезного упадка», — прокомментировал события Джим Льюис, старший научный сотрудник и директор Центра Стратегических и Международных Исследований (CSIS).
Прошедшие игры были организованы как раз именно этим центром со стороны США и Китайским Институтом Современных Международных Отношений со стороны Пекина. Именно такое сотрудничество позволило правительственным чиновникам и сотрудникам спецслужб вести общение в менее напряженной и формальной среде.
«Мы координируем эти военные игры с государственным департаментом и министерством обороны. Стоит отметить, что большинство чиновников, участвующих в проекте, начинали как наблюдатели и лишь затем становились активными участниками проекта, и процесс выглядит почти также и на китайской стороне. Поскольку это игра, то все чувствуют себя немного свободней», — продолжил свой рассказ о проекте Льюис.
Во время первого этапа игры обе стороны должны были разыграть сценарий ответных действий на возможную атаку сложного компьютерного вируса, такого, например, как Stuxnet. Во втором этапе стороны по очереди показывали свои возможности в случае атаки.
Конечно, нельзя отрицать того, что проект был интересен спецслужбам обоих государств, в его рамках силовики смогли почувствовать силу и мощь вероятного противника. Штаты и ряд европейских государств (например, Великобритания) в последние месяцы все чаще обвиняют Китай в краже интеллектуальной собственности, а значит волей-неволей побаиваются хакеров оттуда.
С другой стороны, уж лучше если война будет напоминать игру, чем это будет очередное кровопролитие, ведь ни для кого не секрет, что любая следующая большая война, скорее всего, станет для планеты последней.
Григорий Пуляевский