Маруан Баргути, заключенный в израильскую тюрьму бывший лидер "Танзим", молодежного крыла ФАТХа признался во время следствия в том, что лично давал инструкции и деньги террористическим группам, совершавшим убийства израильских граждан.
Баргути, с момента ареста которого будет на этой неделе ровно десять лет, предоставил сотрудникам ШАБАКа (службы общей безопасности Израиля) подробности методов работы ФАТХа во время второй интифады, а также о связях, существовавших между экс-председателем Палестинской автономии Ясером Арафатом и террористическими атаками. Протоколы допросов Баргути в апреле-мае 2002 года опубликованы в пятничном номере газеты "Гаарец".
Маруан Баргути отбывает наказание в тюрьме в виде пяти пожизненных сроков и еще 40 лет за участие в терактах. При любых опросах общественного мнения среди палестинского населения Западного берега Баргути называют в числе самых популярных лиц в руководстве ФАТХа и ведущих кандидатов на пост премьер-министра ПА, который сейчас занимает Махмуд Аббас.
Материалы расследования, которые были представлены в ходе судебного разбирательства в связи с недавними гражданскими исками против Баргути и Палестинской автономии, дают редкую возможность расшифровать направления, по которым развивалась интифада.
После некоторых колебаний Баргути предоставил сотрудникам ШАБАКа информацию, указывающую на личную причастность к террору его самого и других высокопоставленных членов военного крыла ФАТХа. Он признался в передаче средств, часть из которых поступала непосредственно из офиса Арафата, лидерам террористических групп. В некоторых случаях он финансировал приобретение оружия, в других – получал отчеты о проведенных терактах.
В одном случае - обстреле, в результате которого близ Гиват-Зеев был убит гражданин Израиля, Баргути признался, что лично отдал приказ о нападении в отместку за убийство высокопоставленного чиновника ФАТХа.
Что касается Арафата, то следователи стремились получить "дымящийся пистолет", который указывал бы на то, что бывший палестинский лидер лично давал четкие инструкции по проведению терактов в Израиле. Но Баргути заявил, что Арафат достаточно ясно намекал о своих истинных намерениях, но при этом никогда не давал прямых указаний на осуществление терактов.
Сам Баргути, по его собственному признанию, решил принять участие в терактах против солдат ЦАХАЛа и поселенцев (и всех мирных граждан Израиля), чтобы, среди прочего, поддержать свою репутацию в глазах общественного мнения на Западном берегу. По его словам, принятое решение давало ему приоритет над другими лидерами, которые "не марали своих рук".
Баргути заявил, что выступает против "подарков" от Израиля, а "палестинское государство должно быть установлено (самостоятельно), и частью этого процесса является кровопролитие".
На двух последних допросах, зафиксированных протоколами, которые состоялись 10 и 11 мая, следователи заставляли Баргути отказаться от информации об Арафате. На что Баргути ответил: "Но из самого факта, что хотя Арафат и высказывался против проведения атак на территории Израиля, если бы он был против вооруженной борьбы, он бы отдал соответствующий приказ всем, кто в этом непосредственно участвовал".
"На самом деле прямые указания Арафата и не были нужны. Все было понятно между строк. Если бы Арафат призвал к прекращению огня, он созвал бы глав "Танзима" и дал бы на этот счет четкие наставления. А так они прекрасно знали, что они должны делать, всем было ясно, что Арафат выступает за продолжение военных действий".