Банда, торговавшая человеческими органами - возможно, крупнейшая в мире, - обезврежена в Китае. В этой стране, по данным правозащитных организаций, чёрная трансплантология - один из самых прибыльных видов бизнеса. Сотни тысяч долларов в месяц и наказание от 10 лет до смертной казни не останавливает.
В пекинской клинике - внеплановая инспекция. Мадам Цзян из местного управления китайского Минздрава проверяет тревожный звонок анонимного доброжелателя. Накануне тот сообщил, что в одной из районных больниц якобы тайно готовятся доноры для пересадки внутренних органов.
"В этой клинике незаконной трансплантологией не занимаются. Но, к сожалению, ситуация в целом по стране очень тревожная", - заявил инспектор Министерства здравоохранения КНР Цзян Вэй. По его словам, ежегодно 1,5 миллиона китайцев остро нуждаются в трансплантатах. И только 10 тысяч человек смогут получить их у государства. Вот и процветают новые криминальные профессии - врачи-посредники, торгующие человеческими органами.
Пекинский студент, чтобы погасить долги, продал свою почку нелегально. Такие сделки запрещены в Китае. Сами же операции проводятся в чудовищных условиях без соблюдения элементарных санитарных норм.
"В раскрытую группировку входили врачи и чиновники. Первые - резали, вторые - готовили фальшивые документы", - сообщил инспектор районного управления Минздрава КНР Цзян Вэй.
Во главе банды стоял медбрат из небольшой сельской больницы в пригороде Пекина. На суде он рассказал: доноров искали через Интернет, платили гроши. В пересчете на доллары США - по 4 тысячи за почку. А продавали уже за 45 тысяч. В итоге только чистая прибыль врачей-посредников составляла 1 миллион долларов ежемесячно.
"Думаю, речь идет о крупнейшей банднруппе, занимающейся трансплантологией. Причем не только у нас в стране, а вообще в мире. Но даже ее разоблачение вряд ли изменит ситуацию", - считает представитель правозащитной организации "За права медиков и заключенных" Ван Юн.
Еще одна жертва трансплантологии - арестанты, приговоренные к смертной казни. Власти уже не делают из этого тайны. Недавно на сайте парламента КНР появилось официальное заявление заместителя министра здравоохранения: "Органы заключенных, приговоренных к смертной казни, являются главным источником для пересадок". Перед казнью приговоренному вводят препарат, замедляющий свертывание крови, и сразу после расстрела забирают органы.
Как тюремная администрация добивается согласия на операцию у смертника, и ведется ли учет изъятому? Статистика по донорству китайских заключенных, как и многое другое в этой стране, строго засекречена. Поэтому об истинных масштабах этого явления можно лишь догадываться, как и о том, каковы перспективы самого черного рынка внутренних органов в КНР, про который говорят, что он один из крупнейших в мире.
В Поднебесной - очередная кампания. Власти предлагают населению добровольно завещать свои органы. Вот только делать это никто не торопится. Тот, кто беспокоит человека после смерти, тоже преступник, говорили древние. Их завет для большинства китайцев по-прежнему неприкосновенен.
Павел Спирин