Газета "Наш Мир" br>Во Франции в воскресенье финиширует избирательная кампания — на пост президента претендуют десять кандидатов. Один из них обещает колонизировать Марс (Жак Шеминад), другой — поднять минимальную зарплату до 1700 евро и обложить богатых стопроцентным налогом (Жан-Люк Меланшон). Однако главная борьба разворачивается между действующим президентом Николя Саркози и лидером социалистов Франсуа Олландом. О том, чьи шансы на победу выглядят предпочтительнее в интервью "Росбалту" рассказал директор программ европейских исследований Университета Ридинга (Великобритания) профессор Эндрю Кнэп.
— Смог ли нынешний президент Франции выполнить те обещания, которые он давал в начале своего первого срока? Саркози в 2007 году и в 2012 – насколько отличаются эти две фигуры?
— Саркози в 2007 году сумел позиционировать себя в качестве нового кандидата, несмотря на то, что он до этого был министром внутренних дел и министром финансов во время правления Жака Ширака, и французы его, конечно, хорошо знали. Но он пообещал им порвать с политикой Ширака, пообещал стать президентом нового типа – активным, ориентированным на реформы, способным вернуть рост во французскую экономику. В 2012 году он уже не может разыгрывать эту карту. Более того, ему приходится отвечать за то, что он смог и не смог сделать за последние пять лет.
Давайте посмотрим на его достижения. Стратегия Саркози заключалась не в том, чтобы проводить постепенные реформы, которые бы сменяли друг друга. Он сделал ставку на быстрое реформирование нескольких секторов одновременно. Так, он провел реформу налоговой сферы, реформу университетов, пенсионную реформу. Ему удалось повысить пенсионный возраст до 62 лет, у французских университетов сейчас гораздо больше автономии, чем раньше, были ликвидированы привилегии, связанные с выходом на пенсию, которые были только у отдельных групп работников, таких как работники железной дороги.
Так что ему удалось многое сделать и добиться тех результатов, которых он хотел. Но он подвергается критике за то, что многие из его реформ очень дорого обошлись Франции, что противоречило главной цели – снижению дефицита. Особенно его критикуют за реформу налоговой системы, в результате которой выиграли, в основном, самые богатые. Ну и, конечно, ему не удалось выполнить своего главного обещания – устроить Франции "шоковый рост".
Саркози говорил, что вначале проведет быстрые реформы, которые будут способствовать резкому росту экономики, появятся новые рабочие места и т.д. Нельзя сказать, что в том, что этого не произошло, виноват только он. Как вы знаете, в 2008 году произошел глобальный финансовый и экономический кризис, который сильно ударил по Франции. Но факт остается фактом: Саркози не смог сдержать обещания французским рабочим, которым он сказал, что даст им возможность работать больше и зарабатывать больше. У французов сегодня есть ощущение, что они работают больше, но нет ощущения, что они больше зарабатывают.
— То есть экономика – это главная тема, которая волнует избирателей? Некоторые СМИ пишут, тем не менее, что, несмотря на сложные экономические времена, выборы 2012 года это не битва программ, а битва персоналий. Как такое возможно?
— Да, это правда. И причина этого отчасти в том, что сам Саркози обожает концентрировать внимание на своей личности. Он очень сложный человек, агрессивный. Он сильно отличается от "традиционного" французского президента. Большинство президентов дистанцировались от партийной политики, пытаясь объединить вокруг себя всю нацию, демонстрировать скромность и так далее. Стиль Саркози является полной противоположностью. Самым ярким примером является его личная жизнь, которая в 2008 году оказалась на первых полосах всех газет и журналов.
Другой пример – были случаи, когда люди из толпы были грубы с ним, как часто бывает с президентами, и Саркози никогда и никому ничего не спускал, он отвечал грубыми словами в ответ, подходил к людям и оскорблял их. Обычно президенты себя так не ведут. В связи с этим огромное количество французов испытывают личную неприязнь к Саркози. Он так выпячивал себя, что избиратели не смотрят на его программу, а планируют выразить свое отношение к его личности через голосование.
Главный оппонент Саркози – Франсуа Олланд, наоборот, ведет себя очень скромно, он сделал все, чтобы казаться антиподом Саркози, в связи с чем создал себе образ "серого и скучного" политика.
Фактор Саркози проявляется так же в том, что он нарушил традицию президентов, которые, желая дистанцироваться, выбирали себе активного премьер-министра, который делал всю грязную работу и потом становился своего рода "козлом отпущения". Саркози лично участвовал во всем, а его премьер-министр Франсуа Фийон вел себя весьма тихо, в связи с чем он сегодня популярнее, чем президент.
Это очень необычная ситуация для Франции. Олланд планирует вернуть традицию спокойного президента и активного премьер-министра.
Вместе с тем, нельзя сказать, что личности вытеснили проблемы на этих выборах. Главная тема – это экономика. Здесь Саркози занимает хорошие позиции, потому что он завоевал себе репутацию политика, способного принимать сложные решения, которые будут нужны Франции, чтобы победить рецессию.
Олланд же в традициях Социалистической партии дает много обещаний рабочему классу, которые он либо не сможет выполнить, либо он их выполнит, но это поднимет дефицит еще выше. Затем идет тема безопасности и порядка, но она не так актуальна, как это было в 2002 году.
Международные темы полностью отсутствуют на этих выборах. Так что активная позиция Саркози во внешней политике, в том числе, во время "арабской весны", никак не влияет на его шансы выиграть эти выборы, потому что эти темы не волнуют избирателей.
— А что насчет "тулузского стрелка"? Повлиял ли этот теракт на ход компании и шансы Саркози?
— На удивление, нет. Оба основных кандидата вели себя весьма прилично, никто из них не начал "крестового похода" против мигрантов-мусульман. Многие ожидали, что Саркози опять начнет "играть в шерифа", займет жесткую позицию в отношении этих проблем. Но этого не случилось, потому что Саркози понимает, что это очень рискованный шаг. Ожидалось также что, случившееся изменит ход дебатов, потому что вопросы иммиграции – любимая тема правых партий, но этого тоже не произошло. Эта трагедия ни усилила, ни уменьшила шансы Саркози.
— Каковы шансы Франсуа Олланда? Der Spiegel пишет, что французы "выбирают между человеком, которого они уже больше не хотят", и "человеком, которого они не то чтобы хотят". Это так?
— Согласно опросам общественного мнения, шансы у Олланда очень хорошие. Не факт, что он победит в первом туре, но все опросы, касающиеся второго тура, показывают, что он выиграет и выиграет с большим отрывом. Опросов очень много и среди них есть даже такой, который показывает, что Олланд получит 56%, а Саркози 44%. Вряд ли эта динамика изменится за три недели.
Многие французы проголосуют за Олланда, потому что они сыты по горло Саркози. Конечно, это не самое лучшее начало для нового президентского срока.
|