Кроме американской поддержки Грузия удостоилась и лестных слов от Генсека НАТО господина Расмуссена. Он заявил, что высоко ценит ту помощь Североатлантическому альянсу, которую оказывают грузинские воинские подразделения при выполнении контртеррористических операций. И чтобы окончательно обнадежить Михаила Саакашвили и его активных сторонников Расмуссен сказал, что Грузия, пожалуй, никогда не была так близка к НАТО, как сегодня. А после майского саммита Генсек НАТО пообещал сделать некое «сильное заявление» по членству Грузии, которое буквально перевернет мир...
Нужно отметить, что сегодня статус Грузии в отношении к Североатлантическому альянсу весьма размыт. Сама Грузия во главе со своим лидером активно хочет оказаться под крылом Вашингтона, Брюсселя и ЕвроПРО. Многие члены НАТО тоже не против того, чтобы пригласить Михаила Саакашвили в свою, без сомнения, дружную семью. Но есть целый ряд государств (к примеру, Германия, Франция, Италия и Испания), которые не видят перспектив в принятии Грузии в Альянс. Именно такая внутренняя недоговоренность и наличие у Грузии нерешенных внутренних вопросов не дают въехать на белом коне во двор штаб-квартиры НАТО в Брюсселе грузинскому президенту.
Однако и говорить о том, что Грузия в обозримом будущем не станет членом НАТО, Запад так же позволить себе не может. И чтобы грузинский лидер окончательно не разочаровался, но в то же время и не приближался слишком близко, в Брюсселе придумали замечательную формулировку для грузинского статуса: «страна-аспирант Альянса». Другими словами, Саакашвили намекают, что еще придется несколько годков как минимум поучиться, чтобы стать сначала кандидатом на вступление, ну а дальше, при хорошем поведении, может быть, будет шанс и непосредственно на вступление.
Тому, кто придумал формулировку «страна-аспирант», очевидно, нужно пожать руку за креативное мышление. Это ж надо так умело послать, чтобы посылаемый даже и не понял, что его послали...
Напомним, что сегодня кандидатами на вступление в НАТО являются Черногория, Босния и Герцеговина и Македония. Именно кандидатами, а не аспирантами... Меньше всего шансов среди указанных государств на вступление в Альянс до последнего времени было у Македонии, которой перекрывала кислород Греция. Но сегодня Греция сама находится далеко не в той ситуации, в которой можно диктовать какие-либо условия, поэтому можно ожидать, что НАТО расшириться в очередной раз именно за счет этих трех Балканских республик.
Михаилу же Саакашвили, по всей видимости, так и придется ходить в кандидатах в кандидаты («аспирантах») до окончания своего президентства.
Американцы, уже однажды получившие от грузинского президента «подарок» в виде не до конца согласованной с Белым Домом провокации в Южной Осетии, теперь будут делать все для того, чтобы держать Грузию на коротком суровом поводке. Так, чтобы и далеко Саакашвили не отбегал (хотя куда он теперь отбежит), но и под ногами тоже не путался. Это подтверждает тот самый документ, который был состряпан при активном участии Хиллари Клинтон: мол, давайте России прикажем вывести свои войска из Южной Осетии и Абхазии. Все адекватные люди-то понимают, что Россия теперь свои войска никуда из этих двух Республик не выведет, но так то адекватные...
Очевидно, что и сами американские власти это понимают, но надо же как-то грузинское руководство поддержать, так сказать, морально. Пусть, мол, в Тбилиси думают, что им до НАТО остается всего лишь один шаг: вывод российских войск с территории непризнанных Грузией независимых государств, возникших после провокации Саакашвили на ее территории, и обратный вход этих государств в состав Грузии. - И всего то... Этакая морковка, которая заставляет одно известное животное идти по одной дороге с погонщиком.
И тут сам грузинский лидер попадает в ловушку: в связи с тем, что Россия, естественно, не будет выводить войска из Абхазии и Южной Осетии (по крайней мере, в ближайшие несколько лет), внутренний территориальный конфликт для Грузии решен не будет. Это означает, что «Старая Европа» по-прежнему не станет голосовать за членство Грузии в НАТО. Выходит, что Тбилиси придется отказаться либо от своей навязчивой идеи попадания в Альянс, либо от территориальных претензий на Сухум и Цхинвал. Очевидно, что ни то, ни другое сегодня для Михаила Саакашвили неприемлемо. Ведь нынешний грузинский лидер для того и тянет свою страну под натовское крыло, чтобы провести очередную «победоносную» войну.
Попробуем на секунду представить, что произойдет, если страны НАТО все же выскажутся за принятие в состав Альянса Грузии в ее нынешнем состоянии с ее нынешним президентом. Очевидно, что при всем своем декларируемом пацифизме Саакашвили так и потянет наводить в очередной раз конституционный порядок в Южной Осетии или Абхазии. И в этом случае России снова придется «принуждать к миру» президента-«пацифиста». А если так, то в конфликт, хотят они того или нет, но будет нужно вмешиваться другим натовским государствам, ведь по Уставу Организации на военные действия против одного из членов Альянса (кто бы их ни начал) должен быть военный ответ от всех стран-членов. Естественно, никто из здравомыслящих современных политиков не пойдет на то, чтобы Грузия воспользовалась вхождением в НАТО для того, чтобы втянуть в войну против России тех же немцев, французов, итальянцев и испанцев. Провокаторов, конечно, хватает и в Евросоюзе, но все же разумное зерно присутствует в головах лидеров многих государств, входящих в Североатлантический альянс.
Получается, что сегодня НАТО приходится использовать в отношении Грузии метод сладкого калача, чтобы «дитя» не огорчилось. В связи с этим Брюсселю через пару лет придется придумывать новый статус для Грузии: например, «почти членство» или «недочленство», чтобы продолжать оттягивать дату произнесения реальных слов по грузинскому статусу на неопределенный срок.