Правительствам европейских стран следует прилагать больше усилий для того, чтобы побороть отрицательные стереотипы и предубеждение по отношению к мусульманам, провоцирующие их дискриминацию, особенно в сфере образования и при трудоустройстве, заявила Amnesty International в опубликованном сегодня докладе "Выбор и предубеждения: дискриминация мусульман в Европе".
"Мусульманок отказываются брать на работу, а девочек не допускают на общие занятия лишь из-за того, что они носят традиционную одежду, например платки. Мужчину могут уволить из-за бороды, которая ассоциируется с исламом, – отмечает эксперт Amnesty International по вопросам дискриминации Марко Перолини. – Вместо того чтобы бороться с подобными предрассудками, политические партии и государственные деятели чаще всего потворствуют им в погоне за голосами избирателей".
Исследователи приводят слова одной жительницы италоязычной части Швейцарии, по утверждению которой, "мусульман винят в том, что происходит на Ближнем Востоке и в Северной Африке". "Бывало, люди обзывали меня на улице и делали нелестные замечания. Как-то мужчина принялся кричать на меня, требуя, чтобы я сняла с головы платок. Я выросла в Швейцарии и считаю, что это моя страна. Не понимаю, почему мои сограждане думают, что со мной можно так обращаться", – рассказала она.
В докладе говорится о том, как дискриминация по признаку вероисповедания и убеждений сказывается на жизни мусульман, включая сферы трудоустройства и образования. В частности, рассматривается ситуация в Бельгии, Испании, Нидерландах, Франции и Швейцариина примерах многочисленных случаев дискриминации частных лиц в этих странах. Amnesty International уже выражала обеспокоенность ситуацией в перечисленных странах, в том числе, в связи с ограничениями, налагаемыми на строительство культовых сооружений и ношение никаба (вуали).
"Ношение религиозной и культурной символики и одежды входит в понятие права на свободу самовыражения. Кроме того, оно является составляющей права на свободу вероисповедания и убеждений. И эти права должны в равной мере соблюдаться для всех конфессий, – поясняет Перолини. – Вместе с тем, хотя у каждого человека есть право через определённую одежду выражать культуру, традиции и религию среды, в которой он вырос, никого нельзя принуждать к её ношению. Однако подобного непринуждения невозможно добиться, налагая всеобщие запреты на отдельные виды одежды, что ущемляет права тех, кто добровольно решает одеваться определённым образом".
Как отмечают эксперты Amnesty International, в Бельгии, Нидерландах и Франции на практике не соблюдаются в полной мере законы, запрещающие дискриминацию при трудоустройстве. Работодателям не препятствовали заниматься дискриминацией, если те утверждали, что религиозные и культурные символы могут вызвать раздражение клиентов или коллег, либо что они идут вразрез с корпоративным имиджем компании и её "нейтральностью".
Это напрямую противоречит антидискриминационному законодательству Европейского союза (ЕС), которое допускает различное отношение при трудоустройстве лишь в тех случаях, когда того требует характер работы. "Законодательство ЕС, запрещающее при трудоустройстве дискриминировать людей на основании их вероисповедания и убеждений, похоже, не имеет реальной силы в Европе. Мы видим более высокий уровень безработицы среди мусульман и особенно среди мусульманок иностранного происхождения", – добавляет Марко Перолини.
В 2009 году во Франции среди гражданок Франции были трудоустроены 60,9%, в то время как среди гражданок Марокко, живущих в стране, этот показатель составлял 25,6%, а среди гражданок Турции – 14,7%. В 2006 году в Нидерландах женщины турецкого и марокканского происхождения были трудоустроены, соответственно, на 31% и 27% , а голландки, не являющиеся представительницами этнических меньшинств, – на 56%.
Кроме того, как сказано в докладе, в последнее десятилетие школьникам не позволяют носить платки и другие религиозные и традиционные виды одежды во многих странах, включая Испанию, Францию, Бельгию, Швейцарию и Нидерланды.
"Любое ограничение на ношение религиозной и культурной символики и одежды в школах должно основываться на изучении потребностей в каждом отдельном случае. Всеобщие запреты могут негативно сказаться на получении девочками-мусульманками образования и нарушают их право на свободу самовыражения и демонстрацию своих убеждений", – поясняет Перолини.
Право на строительство культовых сооружений является важнейшей составляющей права на свободу вероисповедания и убеждений, которое ограничивается в ряде европейских стран, несмотря на обязательства государств защищать, уважать и соблюдать его.
С 2010 года в конституции Швейцарии содержатся положения, направленные конкретно против мусульман: им запрещается возводить минареты. Это закрепляет антиисламские стереотипы и нарушает международные обязательства, которые обязана выполнять Швейцария.
В испанской Каталонии мусульманам приходится молиться на улице из-за того, что существующие молельные комнаты слишком малы, чтобы вместить всех желающих, а просьбы о строительстве мечетей отвергаются как несовместимые с уважением к традициям и культуре Каталонии. Тем самым нарушается право на свободу вероисповедания, которая подразумевает, в том числе, право молиться коллективно в подходящем для этого месте.
"Во многих европейских странах всё шире распространяется мнение, что ислам и мусульмане приемлемы до тех пор, пока они не бросаются в глаза. Такое отношение приводит к нарушениям прав человека и должно быть пересмотрено", – заключает Перолини.