Московский парламент планирует разработать городской закон о запрете пропаганды сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Кто и как будет определять, что такое пропаганда, от чего нужно защищать детей и какими методами?
Спикер Мосгордумы Владимир Платонов заявил, что в ближайшее время депутаты начнут собирать примеры в СМИ, культурной жизни и образовательной системе, которые могут нанести вред моральному облику подростков. Мысль о том, что в столице должен быть закон, запрещающий пропаганду любых сексуальных отношений среди несовершеннолетних, возникла после того, как представители организации "Родительский комитет" предложили запретить в Москве "пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма и трансгендерности среди несовершеннолетних". Пропаганда мужеложства среди несовершеннолетних (в радиусе ста метров от школ и других детских учреждений) уже карается штрафом в Санкт-Петербурге, Архангельске и Рязани. О том, кому поручено разрабатывать закон о пропаганде сексуальных отношений в целом, началась ли работа над ним и в какие сроки предполагается подготовить документ, Владимир Платонов пока прессе не сообщил.
Тем не менее духовник молодежного объединения "Молодая Русь" и отец девятерых детей протоиерей Максим Первозванский считает, что откладывать работу над этим законом уже нельзя.
– Только сейчас я ехал по вполне приличному московскому району, и увидел: на остановке автобуса – огромная реклама журнала Joy. Надпись крупными буквами: "Техника секса на все случаи интимных ситуаций". Там мамы с детишками, а мы идем мимо, делая вид, что это нормально. Подобное давление осуществляется со всех сторон, причем оформляется ярко, красочно, максимально притягательно. Даже если на обложке этого журнала была одетая девушка (обычная девушка в стиле Cosmopolitan), то сама надпись говорит: мир взрослых – это вот что, и ЭТО самое главное. Поскольку подростки стараются как можно скорее приобщиться к миру взрослых, начинают курить, употреблять алкоголь, то такое явное позиционирование мира взрослых как мира секса влияет на подсознание. В самых неожиданных местах могут появляться неприличные картинки, даже в середине дня на довольно нейтральных каналах. Допускаются двусмысленные высказывания, скабрезные шутки, поэтому важно, чтобы была явно очерчена публичная зона "подростковой безопасности", – рассуждает отец Максим.
Считается, что готовящийся законопроект должен быть направлен на защиту несовершеннолетних, а не на ущемление прав той или иной социальной группы. А чтобы юные москвичи не направились за соответствующими журнальчиками и кассетами в область, параллельно обещают разрабатывать федеральный закон о запрете демонстрации любой информации, вредной для несовершеннолетних, заявляет спикер Мосгордумы Владимир Платонов.
Иногда православным хочется, не дожидаясь принятия законов, замазать хотя бы те плакаты, которые размещены непосредственно рядом с храмами. Весь город украшен баннерами фильма "Право на лево", а протоиерей Максим Первозванский, отправившись в Троице-Сергиеву Лавру во вторник Светлой Седмицы, всю дорогу наблюдал рекламу девиц легкого поведения, которые прикрывали миниатюрным изображением загородного коттеджа лишь некоторые части своих обнаженных тел. "Приходит быстро", – что-то подобное гласил слоган.
– Методы борьбы с такой рекламой должны быть, с одной стороны, христианские, то есть молитвенные, а с другой стороны, нужно добиваться законодательного запрета, – считает отец Максим. – Нужно добиваться поддержки значительной части населения и наших законотворцев. Разовые акции по закрашиванию подобной рекламы возможны, но они содержат в себе провокацию и вызывают на аналогичный ответ: "если православные замазали плакат, то и мы будем вести себя агрессивно". В этом одна из причин подростково-бунтарского отношения части общества к Церкви. Когда Церковь выходит за территорию храмового двора и совершает какие-то действия, это вызывает раздражение.
Агрессия и хулиганство недопустимы, но нужно заявлять об оскорблении своих чувств на всех уровнях, от официальных писем и частных инициатив до таких массовых акций, как молитвенное стояние в защиту веры, прошедшее 22 апреля. Для результата нужна именно государственная воля: сколько боролись с игорным бизнесом, но сделать что-то удалось именно тогда, когда появилось решение первых лиц государства.
Примеры законов, запрещающих пропаганду содомии, уже есть в регионах России. А вот концепции документа и списка экспертов, которые будут проводить грань между возможным и запрещенным в сфере пропаганды любых сексуальных отношений, пока, видимо, нет. Очевидно, что картины из Эрмитажа под новый закон попасть не могут, но вот некоторые произведения из программы внеклассного чтения уже рискуют.
– Нужно создавать общественно-государственный совет для обсуждения этого вопроса, – говорит протоиерей Максим Первозванский. – В конечном счете некоторые граничные вещи будут закреплены в законодательстве. Без общественного обсуждения такие законы приниматься не должны: необходимо прояснять понятия. Мы с детьми пришли на масленицу – мероприятие в детском клубе для многодетных семей, и нас развлекали песнями "Шумел камыш, деревья гнулись" и "Эх, полным-полна коробочка", как будто других народных песен в нашем репертуаре нет. Понятно, что споры о произведениях литературы и культуры будут яростными, но как-то же эта проблема решается. Идеального решения сразу не получится, но ведь сегодня мы античные образцы воспринимаем спокойно, потому что тогда была культура обнаженного тела, которая сейчас напрочь отсутствует. Воспитание этой культуры тоже крайне важно. Любой текст существует в контексте. На каждом фильме уже сейчас есть пометки – до 12 лет, до 16. Решения о книгах, фильмах, рекламе можно будет оспаривать, в том числе в судебном порядке, – предполагает отец Максим. – Само существование ограничивающих законов должно заставить задуматься и создателей кинофильмов, и рекламодателей, включать или не включать ту или иную сцену в фильм или в рекламный ролик. Важно принципиально обозначить волю общества и государства оградить своих детей. Насколько я знаю, подобные законы в США эффективно работают. Свой индекс присваивается каждому фильму, в том числе классическим.
В школах, как считает отец Максим, допустим предмет "Этика и психология семейной жизни", а не "секспросвет". Детям нужно объяснять, не как надевать презерватив, а рассказывать, как устроена семейная жизнь, в которой интимные отношения – лишь один из аспектов. Некоторые уроки такого курса будут раздельными, а некоторые общими для мальчиков и девочек.
– К сожалению, многие наши подростки растут в неполных или неблагополучных семьях. Опыта позитивных семейных отношений у них нет, и они оказываются беспомощными перед достаточно простыми проблемами, как только с ними сталкиваются, потому что их никто не научил их решать. По этой теме нужно устраивать отдельные круглые столы и обсуждения с приглашением психологов и священников, тем более что есть риск неправильной подачи темы и протаскивания в школы "секспросвета" 1990-х, сводящего семейную жизнь к анатомии.
Руководитель рабочей группы по защите семьи и детей от ювенальных технологий Николай Мишустин сказал, что видел в столичных книжных магазинах сексуальную энциклопедию для детей 4-8 и 8-11 лет. По его словам, в школах уже сейчас рассказывают о рисках работы в секс-индустрии, аморальные книги Франсуазы Саган рекомендованы для детей с 5 класса.
Отдельная тема – безопасность в интернете. Главная роль здесь принадлежит родителям, которым предлагается устанавливать на домашние компьютеры специальные интернет-фильтры. Ведется и работа с интернет-поисковиками:
– Сейчас в интернете уже не так просто случайно наткнуться на развратные картинки, как пять лет назад, – рассказывает протоиерей Максим Первозванский. – У нас дома живут в аквариуме голубые раки, и мы с дочкой делали доклад для урока биологии. Стали искать картинки в интернете – и посыпалась сплошная порнография. Сейчас поисковые системы уже фильтруют такие запросы.
"Нескучный сад" проверил: сейчас "Яндекс" на запрос "голубые раки" выдает именно аквариумных питомцев.
– Рождаемость от пропаганды секса не повысится, – уверен отец Максим. – Она вообще не зависит напрямую от сексуальной активности населения. Помните нашумевшую фразу "В СССР секса нет"? А рождаемость была выше, чем сейчас. Россия на сегодня занимает первое место по подростковым суицидам (их в России в три раза больше, чем в среднем в мире), одно из первых мест в мире по количеству беспризорников, лидирует по потреблению дезоморфина – самого опасного из наркотиков, убивающего человека в течение нескольких месяцев. При этом значительное число наркоманов, особенно дезоморфиновых, – подростки. Недавно депутаты стали задумываться о снижении возраста уголовной ответственности с 14 лет до 12. Тем, кто считает, что секс может отвлечь ребенка от наркотиков, мыслей о самоубийстве или о преступлениях, отец Максим Первозванский отвечает:
– Когда мозги человека в подростковом возрасте опускаются в штаны (а это происходит, когда он сталкивается с рекламой сексуальных отношений), это приводит к тому, что он не может думать ни о чем другом. И это не решение проблем, а ее усугубление.