Находятся ли США действительно в упадке? Может ли Китай стать сверхдержавой? Может ли Европа восстановиться? Насколько быстро смогут развиваться остальные страны? Это интересные вопросы, но сегодняшний мир сталкивается с более актуальным и важным вопросом: кто будет лидером? К сожалению, ответом на этот вопрос является «никто».
Соединенные Штаты и их европейские союзники не могут управлять глобальной политической и экономической повесткой дня. Борьба за согласованный и эффективный многонациональный ответ на финансовый кризис 2008 года четко это показала, но растущее влияние таких развивающихся государств, как Китай, Индия, Бразилия, Россия и др. проявлялось задолго до того, как стали расплавляться американские финансовые институты, а еврозону охватил кризис.
Да, Америка остается самой мощной и влиятельной страной на Земле - и будет таковой в обозримом будущем. Ее экономика по-прежнему является крупнейшей в мире. Ни одна страна не может конкурировать с ее культурным влиянием, и только Америка может создавать военную мощь в каждом регионе. Но в ближайшие годы увеличивающийся федеральный долг и внутриполитическое внимание, сосредоточенное сейчас на этом вопрос, заставят архитекторов внешней политики США стать более чувствительными к затратам и рискам принятия потенциально дорогих стратегических решений.
Внутри страны президенту будет трудно убедить налогоплательщиков и законодателей в том, что укрепление стабильности в таких странах, как Ирак или Афганистан, стоит кровавой, дорогостоящей войны. За рубежом возникают вопросы о приверженности Америки к безопасности отдельных регионов, что побуждает местных игроков проверить решимость США и использовать их любую слабость, которую, как им кажется, они нашли. Немногие хотят иметь рядом глобального полицейского, но многие из них передумают, когда осознают, что не защищены от местных хулиганов.
Однако и другие страны не выстраиваются в очередь с желанием заполнить этот вакуум. Продолжающаяся борьба за укрепление еврозоны будет мешать европейским лидерам искать за рубежом новые способы расширения влияния своих стран. Лидеры Китая уже признали, что модель роста их страны является «нестабильной, несбалансированной, несогласованной и неустойчивой", и они знают, что их способность руководить страной на следующем этапе своего развития далеко не бесспорна. Индия, Бразилия и Турция могут продолжать рост в течение следующих десяти лет на тех же условиях, что и в течение последних десяти лет. Соединенные Штаты, Европа и Япония могут реинвестировать средства в экономические системы, имеющие долгую успешную историю. Но Китай должен осуществить чрезвычайно сложные и амбициозные политические и экономические реформы, если желает представлять современную, развитую силу.
Китай так же вынужден признать, что современная международная обстановка быстро становится менее дружественной по отношению к его экспансии. Рост цен на нефть, газ, металлы и минералы, необходимые для подпитки его расширения, будет давить на его экономический рост. Успех других развивающихся держав окажет повышательное давление на цены на продовольствие и другие товары, что подорвет общественное доверие к власти, являющееся наиболее важным источником социальной стабильности в Китае. Кроме того, поскольку государственные китайские компании вовлекают свое правительство в политическую и экономическую жизнь многих других стран, они сталкиваются с той же негативной реакцией со стороны местных компаний и работников, которая поразила многих другие зарубежные фирмы, которые ведут бизнес далеко от дома. И поскольку китайское правительство имеет прямую заинтересованность в успехе этих компаний, Пекине будет вовлечен в конфликты, с которыми он прежде никогда не справлялся.
Мы не можем знать, каковым станет будущее Соединенных Штатов, Китая или любой из этих стран. Есть серьезные основания сделать ставку на устойчивость США, но это будет зависеть от способности и готовности американских лидеров восстановить силы страны изнутри. Европа имеет преимущества, которые усиливают ее рынки, и хотя Япония охвачена проблемами, все же она является третьей по величине экономикой в мире. Большинство новых держав будет продолжать развитие, но некоторые из них имеют больше возможностей, чем другие.
Сейчас мы живем в мире без глобального лидерства. Необходимость предотвращения конфликтов, рост мировой экономики, управление растущим спросом на энергию, реализация дальновидной торговой и инвестиционной политики и борьба с транснациональными рисками для здоровья населения требует появления лидеров, которые готовы и способны взять на себя ответственность и достигнуть компромисса. Лидеры имеют средства для координации многонациональных методов. У них есть деньги и власть, чтобы убедить другие правительства принимать меры, которые они иначе не приняли. Они выписывают чеки, которые другие не могут себе позволить, и оказывают услуги, за которые никто больше не заплатит. Есть много стран, в настоящее время достаточно сильных, чтобы блокировать международные действия, но никто не имеет право изменить статус-кво.
Мы не можем ожидать, что глобальные институты изменят положение. Большая семерка промышленно развитых демократий стала анахронизмом, и расширенная Большая двадцатка тоже не работает, потому что за столом переговоров сидит слишком большое количество игроков с очень широким кругом интересов и ценностей, чтобы произвести на свет действительно полезное соглашение. Состоятельные развивающиеся державы никак не могут решить, добиваться ли большей власти в рамках существующих институтов, таки как МВФ и Всемирный банк или пытаться создать новые.
Короче говоря, мы сейчас живем в мире без лидера, в котором ни одна власть или альянс не имеет сил, средств и воли обеспечить руководство, необходимое для решения растущего списка транснациональных угроз.