Студент Дарлингтонского колледжа искусств в Великобритании Нил Харбиссон страдает от редкого врожденного дефекта, из-за которого весь мир он видит в оттенках серого. Однако небольшой гаджет смог наполнить его жизнь яркими красками.
В 2003 году Харбиссон побывал на лекции, посвященной влиянию новых технологий на наше мировосприятие. После доклада Нил спросил у кибернетика Адама Монтандона, есть ли какое-нибудь средство, чтобы ему помочь.
Монтандон и Харбиссон, основываясь на определенном физическом сходстве света и звука, создали устройство, которое переводит световые волны, соответствующие разным цветам, в звуки, имеющие разную высоту. При замедлении световой волны свет перестает быть видимым и становится слышимым. Гаджет состоит веб-камеры и пары наушников. Харбиссон очень быстро натренировался соотносить цвета и звуки и начал все время ходить с включенным аппаратом, вслушиваясь в звуки окружающего мира.
Потом это устройство претерпело несколько изменений. К участию в проекте подключились испанский инженер М. Лисан и словенский программист Петер Кесе. Система была доведена до той стадии, когда ее можно смело запускать на рынок. Она стала выглядеть более элегантно: камера, словно антенна, торчит над головой, свет преобразуется в звук маленькой микросхемой, а вместо наушников на затылке имеется крошечный чип, который передает звуковые колебания прямо в кости черепа, что позволяет отличать обычные звуки от «цветных».
При помощи устройства самой последней версии пользователи могут слышать больше цветов, в том числе и инфракрасного диапазона. А в этом году разработчики планируют добавить еще и ультрафиолет.
Следует отметить, что это устройство нельзя назвать идеальным решением проблемы цветовой слепоты. Носить камеру с собой целый день очень неудобно. Кроме того, устройство предназначено только для людей, страдающих ахроматопсией, то есть полной цветовой слепотой (1 из 30 тыс. человек), а не для тех, кто не может отличить зеленый цвет от красного, что встречается гораздо чаще. Люди, страдающие ахроматопсией, имеют и целый ряд других проблем: плохое зрение, светобоязнь, нистагм. Так что порой им не до различения цветов.
Тем не менее, много музыкантов и художников уже заинтересовались этим изобретением. Пианист Джулс Холланд, к примеру, воспользовался этим устройством в противоположных целях, то есть для преобразования звуков в цвет и свет.