Компании из КНР, которые уже производят лондонские кэбы, шьют британские костюмы и контролируют часть рынка водоснабжения и канализации Лондона, будут производить и британские завтраки.
Тауэр и Букингемский дворец сданы в аренду китайскому миллиардеру на 99 лет. Пятый терминал лондонского аэропорта Хитроу стал хабом китайской национальной авиакомпании, вытеснившей British Air. В списке самых богатых налоговых резидентов Британии все три первых места достались бизнесменам из КНР.
Подобные заголовки кажутся ненаучной фантастикой? А как насчет сегодняшнего заголовка в газете The Wall Street Journal «Китайская пищевая компания поедает английский завтрак?» Государственная компания Bright Food из Шанхая объявила о покупке 60% британского производителя хлопьев Weetabix.
Это не просто очередное поглощение. Weetabix позиционирует себя как компания, производящая не столько хлопья, сколько британские национальные ценности. На коробке Weetabix присутствуют сразу три британских флага, слово Brittania (слоган компании — «Топливо для Британии») и утверждение, что вся пшеница, которая идет на приготовление хлопьев, собрана в радиусе 50 миль от перерабатывающих предприятий компании. WSJ именует Weetabix «британской иконой».
Британская The Guardian описывает действия китайского инвестора в еще более сильных выражениях, прибегая к отсутствующему в русском языке глаголу to wholf down, «проглотить, как серый волк». То, на что покусился китайский «волк», представляет собой в натуральном выражении нечто вроде батончиков или котлет из хлопьев, которые едят с молоком. Каждое утро британцы съедают 3,4 млн подобных котлет на завтрак.
Хлопья Weetabix впервые появились на столе англичан в 1932 году и с тех пор считаются таким же традиционным компонентом классического британского завтрака, как яйца с жареными помидорами, колбаски и фасоль в томате.
Один из вопросов, которым в последнее время задавались аналитики и СМИ на фоне европейского экономического кризиса, был: где же китайцы? Когда китайцы начнут скупать сильно потерявшие в цене активы в странах ЕС? В действительности этот процесс уже идет, и, по-видимому, он идет по нарастающей.
После знаковых покупок, таких, как приобретение Volvo или прошедшего без особой помпы сообщения о том, что с некоторых пор знаменитые британские кэбы стали китайским брендом, наступила информационная пауза. Но эта пауза говорит не об отсутствии интереса китайских компаний к собственности в Европе, а о китайской манере вести дела. Не провозглашая лозунга «Китай встает с колен», китайцы весьма избирательно прибирают к рукам аппетитные куски европейского бизнеса.
Шанхайская компания, приобретающая 60% Weetabix, у себя на родине производит конфеты «Белый кролик». Сделка, как ожидают, будет закрыта во втором полугодии текущего года. Британскую компанию оценивают в 1,9 млрд долл, включая долги. Оставшиеся 40% сохранятся за нынешним владельцем, лондонский фирмой Lion Capital.
По данным исследовательской компании Euromonitor International, принадлежащие Weetabix бренды Crunchy Bran и Weetos занимают восьмое место в мире по рыночной доле в своем сегменте. Приобретая их, китайские производители получают выход не только на британский, но и на международный рынок. В частности, покупателю достанутся сети распространения в США, Канаде, Италии и Израиле, где также популярны британские хлопья. Всего продукция Weetabix экспортируется в 80 стран, включая Россию.
Пока что не вполне очевидно, намерена ли шанхайская компания продвигать британские хлопья на собственном рынке, где о них ничего толком не известно, хотя в последнее время китайские потребители активно осваивают новые для себя вкусы пшеничных хлопьев вместо привычного риса.
Зато известно, что приобретение контрольного пакета Weetabix стало лишь последней строкой в достаточно внушительном списке китайских покупок в Британии, экономика которой находится в состоянии рецессии.
Так, китайская компания по производству готовой одежды Trinity Ltd. в апреле приобрела английскую Gieves & Hawkes. Вполне возможно, что широкой публике последнее название говорит не многим больше, чем первое, но для тех, кто шьет себе костюмы на знаменитой лондонской Savile Row (а среди них много российских и китайских чиновников) — это событие. Между прочим, предыдущим владельцем марки Gieves & Hawkes была компания из Гонконга.
Ранее в начале года китайский суверенный инвестфонд China Investment Corp. вторгся на рынок инфраструктурных услуг Лондона, прикупив 9% акций компании Thames Water, занимающейся водоснабжением и канализацией.
Если сделка по приобретению Weetabix будет закрыта, это станет первым успешным опытом вхождения китайской Bright Food на европейский рынок. Предыдущие попытки приобретения европейских активов обернулись неудачей. Китайцам, в частности, не удалось в прошлом году купить пятидесятипроцентный пакет акций французского производителя йогуртов Yoplait. Не более успешной была попытка приобретения британского производителя United Biscuits полтора года назад.
Как выясняется, это не уменьшило аппетитов компании из Шанхая. По данным, которые Bright Food предоставила накануне, выручка китайской компании в минувшем году составила 12,2 млрд долл, доход — 1,2 млрд, сообщает The Wall Street Journal.
Не все в Англии скорбят по случаю потери суверенитета над съедобным брендом. Шеф-повар знаменитого ресторана при отеле Savoy однажды назвал эти хлопья «собачьим кормом».
Звучит как неплохая бизнес-идея для китайских инвесторов в их дальнейшей экспансии на британский рынок.