Инаугурация Владимира Путина – помпезный патриотический спектакль. Третий президентский срок Путина может оказаться для него самым тяжелым. Как долго политик может оставаться у власти, чтобы не наскучить народу?
Frankfurter Rundschau пишет:
После четырех лет пребывания на посту премьер-министра Владимир Путин возвращается в президентское кресло. Он - изобретатель управляемой демократии. И в итоге может находиться у власти дольше, чем Леонид Брежнев.
Но как долго политик в состоянии править страной, чтобы не наскучить народу? На этот вопрос Путин однажды дал четкий ответ. Это было в феврале 2000 года, в самом начале его пребывания в Кремле. После заката политической карьеры канцлера ФРГ Гельмута Коля (Helmut Kohl) в одном из интервью Путин сказал, что совершенно все равно, насколько силен лидер, ведь после 16 лет его нахождения у власти народ устанет от него. Даже немцы, любящие стабильность.
Уже 12 лет сам Владимир Путин находится у власти. Он хочет править страной и следующие шесть лет. В понедельник, 7 мая, Путин с большой помпой уже в третий раз станет хозяином Кремля. Даже можно сказать, что в четвертый раз. Потому что последние четыре года он находился на посту главы правительства исключительно для того, чтобы не нарушать российскую Конституцию. Власть принадлежала ему, а не Дмитрию Медведеву.
Если так пойдет и дальше, то Путин превзойдет и Гельмута Коля. А если останется еще на один президентский срок, чего он сам, кстати, не исключает, то даже Леонида Брежнева - вечного генсека ЦК КПСС.
Владимир Путин забыл, как Брежнев когда-то испытывал терпение народа? Кажется, что Путин оказался в плену заблуждений, свойственных сильным мира сего. Он не может представить себя вне политики. И особенно интересно то, что он более чем за десять лет так изменил страну, что граждане не могут представить ее без Путина. Он шаг за шагом так сузил политическое поле, что в конечном итоге на нем остался один единственный самостоятельный политик: он сам.
Тему продолжает Süddeutsche.de
Свою рокировку Владимир Путин и Дмитрий Медведев инсценировали как большой помпезный патриотический спектакль. Для Путина его третий президентский срок может оказаться самым тяжелым. С наглой заносчивостью, потеряв представление о нуждах народа и не держа руку на пульсе событий, он пропускает мимо ушей требования о развитии демократии и настоящей конкуренции в политике.
Новый глава государства, как правило, означает прорыв, веху, окончание депрессии. Когда Путин будет принимать присягу в качестве президента, недостатка помпезности в Кремле ощущаться не будет. Инаугурация - это лишь первая из трех частей праздника, который продолжится избранием Дмитрия Медведева на пост главы правительства.
А в среду все закончится патриотическим спектаклем, когда 9 мая на Красной площади в Москве появятся танки и ракеты. Но потом начнутся будни и уныние. Пожалуй, редко когда прежде вступление в должность президента сопровождалось такой рассудительностью и отсутствием иллюзий у населения. Третий президентский срок Путина может оказаться для него самым тяжелым.
Многие россияне смотрят на происходящее так: первый президентский срок Путина положил конец хаосу первых постсоветских лет правления Ельцина. Во время второго его пребывания на посту главы государства благодаря доходам от экспорта энергоресурсов вырос уровень жизни населения, и Россия укрепила свои позиции на мировой арене. Вместе с тем усилился дрейф в сторону авторитарного государства, которому его граждане все чаще не доверяют.
Но что станет основой третьего президентского срока Путина? Даже те, кто его поддерживают, видят у будущего хозяина Кремля больше стремления к обеспечению стабильности, нежели к реформам, в которых Россия тем нем менее остро нуждается. И это лишь одна часть российского общества. Другая часть уверена в том, что страну в будущем ожидает регресс.
Именно в течение третьего срока правления Путина, который продлится более шести лет, ему придется отказаться от самопровозглашенного звания "национального лидера". Даже когда у недовольных положением дел россиян иссякнет желание выходить на массовые демонстрации, нация больше не сомкнет тесные ряды за спиной Путина, как армия за генералом.
Разочарование от инсценированной рокировки Медведева и Путина в России велико. Медленно, но верно россияне, относящиеся к среднему классу, перебираются за границу. Перспективы в собственной стране представляются им куда более скромными, чем внушают Медведев и Путин с их долгосрочными планами на ближайшее двадцатилетие.