"РГ" опубликовала Указ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
Одна из главных задач на ближайшие годы - усиление преподавания математики в школах и вузах. К декабрю 2013 года должна быть подготовлена Концепция развития математического образования. Несмотря на то, что наши школьники показывают на международных олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах высокие результаты, в целом знания по математике в школе, увы, снижаются. В 2011 году 5 процентов школьников завалили ЕГЭ, не набрав даже минимального балла. А средний балл по этому предмету был всего 47. Причина в том числе и в низком уровне преподавания.
Продолжится работа над тем, чтобы сделать ЕГЭ наиболее объективным способом оценки знаний. Уже к июню 2012 года будет готов перечень мер, которые помогут выявлять и поддерживать одаренных школьников. Большое значение теперь будет придаваться развитию дополнительного образования. Ожидается, что в кружках и секциях по интересам к 2020 году будет заниматься до 75 процентов детей от 5 до 18 лет. В том числе - в кружках естественно-научного направления. Сегодня таких занятий остро не хватает. В кружки химии, математики, физики родители стоят в очередь.
В Москве больше всего развивающих занятий предлагают Дворец детского и юношеского творчества на Воробьевых горах и его филиал - Дом научно-технического творчества молодежи. Запись на следующий год уже закончена. Елена Малявина, преподаватель кружка, подтверждает, что математика пользуется у родителей большим спросом. Особенно много желающих записаться в группы для младших школьников. Вместо положенных 10-12 человек на занятия приходят 18-20. "Жаль выгонять тех, у кого горят глаза!" - признается Елена Борисовна.
Для кружка она разработала программу, которая нацелена на развитие логики и имеет мало общего со школьными уроками.
Естественно-научные кружки открыты в московском Центре "Дистантное обучение". Самые популярные - занятия по математике и информатике.
- Трудно найти преподавателей. В основном у нас работают вузовские педагоги, у которых есть свои авторские программы, - рассказывает Елена Васильева, заместитель директора центра.
В Санкт-Петербургском физико-математическом лицее №30 открыли заочный бесплатный математический кружок для дошкольников. В кружок записалось уже более 3000 детей со всей страны. Учителя, работают с ними, можно сказать, бесплатно.
Система образования не была заточена на то, чтобы велась кружковая работа с учениками, которые занимаются естественно-научными дисциплинами. Считалось, что школьных уроков им достаточно. А те кружки, что были, получали мизер. Сейчас ситуация меняется. В указе говорится об изменении схемы финансирования дополнительного образования и важности естественно-научных предметов. Бюджет готов нести 50 процентов расходов. А всего в ближайшие восемь лет расходы на образование составят до 5 трлн. рублей.
мнения
Николай Андреев, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова, лауреат премии президента РФ:
- В стране должна быть мода на математическое образование, как это было в 60-70 годах прошлого века. Именно тогда Кеннеди сказал: "Мы проиграли русским космос за школьной партой!" Надо развивать традиции отечественного физико-математического образования. Выдающиеся математики, например В.И. Арнольд, не только читали лекции студентам, но и работали со школьниками. Сотрудники нашей лаборатории центрального математического института за год читают около 60 лекций ученикам школ.
Олимпиадное движение не должно противопоставляться ЕГЭ. Пряник за победу в виде поступления убивает идею олимпиад. Нужно сделать участие во Всероссийской олимпиаде доступным для всех. К сожалению, ученики в некоторых регионах не могут выполнить даже самые простые задания. И не их вина в том, что им плохо преподают математику и они ее не любят. Важно дать равные возможности для участия в олимпиадах, сдаче ЕГЭ, и получения хорошего общего образования, базой которого, в частности, служит математика.
Константин Кочетков, директор центра образования № 218, Москва:
- В каждой школе должны быть кружки математики, физики, информатики. Желательно, чтобы там было не больше 8-10 человек. В этом случае занятия будут эффективными. Поддерживаю курс на профилизацию школ. Чтобы выпускать сильных математиков, в профильных классах должно быть не меньше 8 часов математики в неделю. И разумное число учеников.
Но тут есть один вопрос. Школы сейчас переходят на новую систему финансирования, когда делить профильные классы на подгруппы по 12-15 человек становится невыгодным. Но и хорошо учить одновременно 25-30 вундеркиндов трудно. Надо привлекать ученых в качестве руководителей проектно-исследовательской деятельности учеников. Современные интернет-технологии позволяют сделать это доступным не только в крупных городах, но и в селе.
Ирина Ивойлова