В политических, дипломатических, научных кругах США часто обсуждается вопрос: не напоминает ли современный Китай Советский Союз перед распадом? И должны ли США проводить по отношению к Китаю ту же политику, что и к бывшему СССР?
Отправной точкой этих рассуждений является следующее: американцы надеются, что их политика в Китае будет столь же успешна, что и в Советском Союзе, так как существует точка зрения, согласно которой падение Берлинской стены в 1989 году и распад СССР в 1991-м являют собой победу политики американцев на советском направлении и знаменуют их успех в длившейся более 40 лет Холодной войне.
Вместе с тем, существует и другая точка зрения, согласно которой современный Китай не похож на СССР в его былые дни, и ранее примененная к Советскому Союзу политика не увенчается успехом на китайском направлении. Такой взгляд подразумевает, что китайско-американские отношения отличаются от советско-американских, а Китай и США не стоят на пороге новой Холодной войны.
Все эти рассуждения свидетельствуют о том, что в период Холодной войны США рассматривали СССР в качестве главного стратегического противника. Сегодня отдельные представители США ставят Китай и СССР на одну доску, и это вызывает у американцев повышенное внимание. Понимание существующих между Китаем и СССР сходств и различий напрямую влияет на политику США на китайском направлении, поэтому необходимо провести анализ различных сфер жизни Китая и СССР и наглядно показать, что современный Китай - это не СССР.
Китай является партнером США, а СССР был стратегическим противником
После окончания Второй мировой войны, СССР превратился из союзника по борьбе с фашизмом в стратегического противника с антагонистической идеологией. Китай примкнул к СССР, тем самым вступив в противостояние с США. В 60-е гг. прошлого столетия отношения Китая и СССР сильно ухудшились, между двумя странами даже произошел военный конфликт. Проводимая СССР угрожающая и агрессивная внешняя политика привела к еще большей эскалации в отношениях между США и Советским союзом.
После визита президента Никсона в КНР в 1972 году между Китаем и США установились несоюзнические дружественные отношения, и обе страны начали сообща противостоять Советскому Союзу. На протяжении следующих 40 лет в отношениях Китая и США присутствовали взлеты и падения, но в целом они продолжали развиваться, пространство совместных интересов двух стран постоянно расширялось, что принесло реальную пользу народам Китая, США и всего мира. Сегодня Китай и США активно строят партнерские отношения, в основе которых лежат взаимное уважение и выгода.
Напротив, в предшествующий распаду СССР двадцатилетний период, с 1972 по 1991 год, несмотря на чередующиеся похолодания и разрядки в американо-советских отношениях и различную степень контактов и сотрудничества в таких сферах, как военная авиация, безопасность, экономика и торговля, культура, - страны так и не смогли выйти на уровень стратегического партнерства и взаимодействия. Достигнутые же США и Советским Союзом соглашения были необходимы для сдерживания оппонента, чтобы самому добиться конкурентного преимущества. В периоды противостояния США и СССР активно наращивали свой военный потенциал и готовились к войне, чтобы вступить схватку за мировое господство; в моменты оттепели страны с помощью личной дипломатии и переговоров глав государств на паритетной основе сокращали стратегические вооружения, снижали опасность начала войны, а также прибегали к «примиренческой» риторике, чтобы ослабить соперника и получить конкурентное преимущество.
Китайская политика реформ и открытости была успешной, а неоднократные реформы в СССР провалились
Начало проведения политики реформ и открытости в Китае по времени практически совпало с официальным установлением отношений между КНР и США. На протяжении 30 лет китайские реформы шли от деревни к городу, от малого к большому, развивались и непрестанно углублялись в таких областях, как экономический и политический строй, демократия и правовые нормы, и в конечном итоге привели к становлению социалистической рыночной экономики.
Политика внешней открытости принесла большой успех и на практике позволила реализовать стратегический курс «вовне» и обеспечила постоянный прогресс не только в области внешней торговли, привлечения иностранных инвестиций, а также передовых технологий и знаний, но и в сфере китайских инвестиций за рубеж. По мере углубления политики реформ и открытости в Китае, диалог и партнерство США и КНР в таких сферах, как торговля и экономика, а также инвестиции постоянно расширялись, что сыграло важную стимулирующую роль в развитии экономик двух стран и формировании механизма взаимовыгодного сотрудничества.
Первые попытки провести экономические реформы начались в СССР в 50-е годы прошлого столетия и практически ни одна из них не увенчалась успехом. К середине 80-х годов, когда накопленные за долгое время проблемы внутреннего развития, например, экономическая стагнация, снижение уровня доходов населения и др., встали во весь рост, Советский Союз выступил с амбициозными планами проведения всеохватывающих реформ и, опираясь на «новое мышление» в сфере экономики, политики, дипломатии и т.д., попытался коренным образом перестроить имеющуюся систему. Однако из-за проявленной излишней торопливости, а также недостаточного понимания трудности и сложности в проведении реформ, в практическом и идеологическом плане была допущена фатальная ошибка, которая, в конечном итоге, привела к провалу реформ и сыграла роль непосредственного катализатора распада СССР. После длительного периода застоя, сотрудничество США и Советского Союза в сфере торговли, экономики и инвестиций наконец начало набирать обороты в последние 2 года, предшествовавшие распаду СССР. Однако было уже слишком поздно, и этот подъем не смог способствовать улучшению и развитию отношений между двумя странами.
Центральным звеном стратегии развития КНР являлось строительство экономики, а в СССР экономика и общество развивались деформированно.
С 1979 года Китай начал проводить комплексные реформы, при этом упор был перенесен с классовой борьбы на экономическое строительство. Главной задачей государственного развития стал переход от плановой экономики к рыночной путем освобождения производительных сил и их развития. Стратегия развития Китая формировалась исходя из научной оценки международной обстановки и реальной ситуации внутри страны.
Оценка мировой ситуации в Китае основывалась на двух основополагающих заключениях: мир, развитие и сотрудничество являются главными тенденциями в современном мире, новая война невозможна. Китай обязан всецело сосредоточиться на строительстве, приложить все усилия для развития. Во внешней политике и управлении армией необходимо исходить из задач экономического строительства, уровень военных расходов должен сохраняться на относительно низком уровне.
Китай должен проводить самостоятельную мирную внешнюю политику, защищать государственный суверенитет и территориальную целостность, не вступать в союз ни с какой страной или группой стран, не вступать в военные союзы, не стремиться к расширению и гегемонизму, не вести за собой других; за исключением миротворческих операций ООН, ни один китайский солдат не должен находиться в других странах.
До наступления потепления в отношениях СССР и Запада в 1985 году, приоритетами развития Советского Союза продолжали оставаться индустриализация и наращивание ВПК. При том, что по уровню развития ядерных и космических технологий Советский союз нисколько не уступал США, сельскохозяйственная промышленность в стране была отсталой, сохранялось напряжение между промышленным и аграрным комплексом, экстенсивная модель экономического развития не пересматривалась, экономика была деформирована, а доминирование ВПК было очевидно.
На международной арене поведение СССР являло собой продолжение проводимой внутренней политики и экономического курса. Советский Союз и США продолжали борьбу за мировое господство. СССР силовыми методами контролировал страны Варшавского договора, лишив их права самостоятельно вести дела. В 1979 году советские войска вторглись в Афганистан, а развернувшиеся в последующие 10 лет военные действия стали классическим образцом советской гегемонии. Шаги СССР и его последователей в Азии и Африке следует рассматривать как доказательство военной экспансии и расширения сферы влияния СССР.
Сравнение современного Китая с СССР - классическое проявление мышления времен Холодной войны
Стратегия развития любого государства в первую очередь определяется положением внутри страны, а внешняя политика также имеет с ним внутреннюю логическую взаимосвязь. Внутренняя ситуация в современном Китае и СССР времен 70-х годов не имеет ничего общего, их внешняя политика резко отличается.
Во времена Холодной войны отличительной чертой отношений СССР и США, будь то период тотального противостояния либо всеобъемлющей разрядки, являлась борьба за мировое господство и сферы влияния. Одна сторона всеми силами старалась одолеть другую. Сейчас, когда мир ступил в новую эпоху, лейтмотивом которой являются мир, развитие и сотрудничество, основой китайско-американских отношений является взаимная выгода и обоюдный выигрыш.
Политика сдерживания СССР или стратегия мирной трансформации, проводившаяся США по отношению к Советскому Союзу, является внешней причиной его распада и стоит на втором месте. Главная причина распада СССР заключалась в его внутреннем устройстве. В этом смысле, нельзя говорить, что это полностью победа США или Запада.
Несомненно, применение американцами по отношению к Китаю их советской политики не может быть эффективным и не принесет пользу ни одной из сторон. Если США все же прибегнут к мышлению эпохи Холодной войны и поддадутся иллюзиям, что подобная политика поможет им разбить Китай, как до этого Советский Союз, они совершат историческую ошибку, которая станет катастрофой для народов Китая, США и всех стран мира.