Несмотря на то, что официально в Казахстане брачный возраст наступает с 18 лет, ежегодно замуж выходят до трех тысяч девочек-подростков. Юные невесты даже не успевают закончить школу.
Сейчас Алие чуть больше 30 лет. В Алма-Ату она приехала вместе со старшим сыном. В этом году он будет поступать в университет. Алия скорее похожа на старшую сестру, чем на мать такого взрослого парня.
"Я вышла замуж в 15 лет. Меня выкрали, когда я возвращалась из школы, и привезли в соседний аул, – вспоминает женщина. – Ничего дурного мне не делали, но было немного страшно. Перед свадьбой я плакала. Подошла моя мать и сказала: "Так будет лучше для тебя, доченька".
По словам Алии, она была морально к этому готова. Ее мать, тети и многочисленные сестры и кузины вышли замуж, когда им не было 20, а некоторым - и 18 лет.
"Моя прабабушка вышла замуж в 13 лет. В казахских семьях это норма", – говорит Алия. При этом она бы не хотела, чтобы ее дочь, которой сейчас восемь лет, выходила так рано замуж.
"Мне хочется, чтобы она стала врачом и посмотрела мир. Сейчас ведь время совсем другое", – говорит молодая мать.
Возможно, Алия хочет, чтобы у дочери получилось реализовать то, что не смогла сделать она сама.
Впрочем, женщина нисколько не сомневается в своем счастье: "У меня четверо детей, мне некогда быть несчастной. А муж, хотя я его и не любила, оказался достойным человеком".
Религия выше закона
"Мужу достаточно три раза сказать "талак, талак, талак" и, по мусульманским обычаям, все – брак считается аннулированным. После этого девочки остаются беззащитными. Они не имеют права ни на имущество, ни на алименты."
Асия Хайрулина, Национальная комиссия по делам женщин и семьи
Если невесте нет 16 лет и, следовательно, зарегистрировать брак в ЗАГСе невозможно, люди обращаются к местным имамам.
В Казахстане легко жениться на несовершеннолетней, считает Асия Хайрулина из Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Казахстана. И еще легче развестись.
Комиссия по делам женщин при президенте считает, что ситуацию может исправить новый Кодекс о браке и семье, который уже находится на рассмотрении парламента. Среди прочего в документе предусмотрен запрет для священнослужителей заключать браки, если у молодоженов нет официального свидетельства из ЗАГСа.
"Религия не должна быть выше закона. Мы ведь строим светское государство, – говорит Хайрулина. – Казахстан подписал конвенцию о правах ребенка. Разве может девочка в 14 или 15 лет делать осознанный выбор?"
В комиссии по делам женщин говорят, что чаще всего такие браки заключаются под давлением родителей, а иногда и с корыстной целью.
Религиозные брачные обряды "неке" служат распространенной формой оформления брачных отношений с несовершеннолетними девушками не только в Казахстане, но и в других странах Средней Азии.
При этом, главный имам Центральной мечети Алма-Аты Кулмухаммед Махамбет говорит, что шариат отрицательно относится к принудительным бракам.
"Раньше восточная девушка могла выйти замуж в 14 лет. Однако и продолжительность жизни в прежние времена была короче. Войны, болезни, стихийные бедствия нередко опустошали степи, – говорит имам. – Поэтому ранние браки у казахов, и других народов Средней Азии, тогда только приветствовались".
Полиция бессильна
В новом уголовном кодексе Казахстана нет статьи, которая бы предусматривала наказание за ранние браки, хотя в старом она была.
По мнению Асии Хайрулиной, необходимо наказывать родителей, соглашающихся выдавать замуж несовершеннолетних дочерей. Эксперт отмечает, что у девушек, вышедших замуж в столь юном возрасте, крайне низкие шансы получить образование, овладеть профессией или самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Согласно статистике министерства юстиции Казахстана, за последние 10 лет в стране было зарегистрировано более 30 тысяч ранних браков.
"Получается, что в год мы имеем три тысячи браков с несовершеннолетними, – говорит Хайрулина. – В МВД сообщают, что таких преступлений не зарегистрировано. А все просто, находятся лазейки – например, незапланированная беременность".
"К тому же, – добавляет Хайрулина, – надо учитывать, что эти цифры – лишь официальные данные. Это только верхушка айсберга".
Динмухаммед Каликулов