По сообщениям ученых, опубликованным в понедельник, разговоры о себе – будь то в личной беседе или в социальных сетях типа Facebook и Twitter – запускают в мозгу ощущение удовольствия, подобное чувствам, которые мы испытываем от еды или денег.
Хвастовство вызывает те же удовольствия, что еда или деньги. Как показывает томограмма, в мозгу активируются те же самые участки.
Приблизительно 40% повседневных высказываний посвящены описанию другим людям того, что мы чувствуем или думаем. Теперь благодаря пяти снимкам, полученным с помощью томографии, и поведенческим экспериментам нейробиологам и неврологам Гарвардского университета удалось найти причину: на уровне клеток и синапсов мозга разговор о себе приносит такое чувство удовлетворения и награды, что мы не можем удержаться, чтобы не поделиться своими мыслями.
«Самовыражение или саморазоблачение приносит очень сильное внутреннее удовлетворение и ощущение награды», - рассказывает Дайана Тамир (Diana Tamir), проводившая эксперименты вместе со своим коллегой Джейсоном Митчеллом (Jason Mitchell). Результаты их исследований были опубликованы в Сборнике научных трудов Национальной академии наук (National Academy of Sciences). «Люди даже были готовы отказаться от денежного вознаграждения, лишь бы поговорить о себе», - сказала г-жа Тамир.
С целью анализа склонности людей к тому, что ученые называют «самовыражением или саморазоблачением», ученые провели лабораторные тесты, чтобы понять, на самом ли деле люди придают чрезвычайно высокое значение возможности поделиться своими чувствами и мыслями. Они также отслеживали деятельность мозга у некоторых добровольцев, чтобы выявить, какие участки мозга возбуждаются больше всего во время разговоров о себе по сравнению с разговорами о других людях. Среди добровольцев преобладали американцы, живущие рядом с университетом.
Во время некоторых тестов ученые предлагали добровольцам денежное вознаграждение, если те соглашались отвечать на вопросы не о себе, а о других людях, например, о президенте Обаме, при этом оплата осуществлялась по скользящему тарифу до четырех центов за ответ. Вопросы касались таких тем, как удовольствие от катания на сноуборде, отношение к грибам или пицце. В других анкетах затрагивались темы личных качеств, таких как ум, любопытство или агрессивность.
Несмотря на материальные стимулы, люди часто предпочитали говорить о себе и охотно отказывались от 17-25% своего возможного заработка лишь бы получить возможность выдать информацию личного характера. «Мы шутили, что это было исследование, основанное на принципе «вы нам мысль – мы вам копейку», - говорит г-жа Тамир.
В дополнительных тестах в рамках исследования ученые использовали функциональный магнитно-резонансный сканер, который позволяет проследить изменения в кровотоке между нейронами, связанными с умственной деятельностью, и выявили, какие участки мозга реагируют сильнее, когда человек высказывает свои собственные мнения и рассуждения, а не обсуждает других людей.
Обычно ответы, связанные с самовыражением или саморазоблачением, сопровождались резким повышением активности в участках мозга, относящихся к мезолимбической дофаминэнергической системе, которая отвечает за ощущение награды и чувство удовлетворения, возникающих от еды, денег или секса.
«По-моему, все это звучит вполне правдоподобно», - высказал свое мнение психолог Джеймс Пеннебейкер (Pennebaker) из Университета штата Техас в Остине, который в исследованиях не участвовал, но сам занимается изучением того, как люди поступают с секретами и «саморазоблачаются». «Нам нравится, когда другие люди нас слушают. Иначе, ради чего мы стали бы твитить?»
Роберт Ли Хотц