Оценки, получаемые китайскими учащимися при экзамене по международному стандарту PISA, являются самыми высокими в мире.
Эти экзамены, проводимые каждые три года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), дают представление о грамотности чтения, математической грамотности, эрудиции по научным дисциплинам.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) - тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
Результаты экзаменов свидетельствуют, что Китай обладает системой образования, которая дает лучшие результаты, чем традиционные западные модели.
Среди китайских городов Шанхай занял первое место по качеству своих школ по результатам экзаменов 2009 года.
Китайская модель
Адреас Шлейхер отвечает в ОЭСР за внедрение стандарта PISA
Как заявил представитель программы PISA Адреас Шлейхер, в Китае образование традиционно считается вернейшим способом сделать карьеру и поэтому китайские ученики проявляют прилежание и старание, немыслимые в западных странах.
Удивление западных экспертов вызывает также тот факт, что в Китае высокая мотивация учащихся свойственна детям из всех социальных групп и классов.
В 2009 году ОЭСР провела экзамены в девяти китайских провинциях, причем ради получения объективной картины они проводились в бедных, средних по уровню доходов и состоятельных районах.
Китайские власти пока не дали разрешение на официальную публикацию сведений о результатах экзаменов.
Но, по словам Шлейхера, они свидетельствуют о том, что китайское общество уделяет огромное внимание проблеме образования как на коллективном, так и на индивидуальном уровнях.
Культурные различия также сильно влияют на подход к образования в разных частями мира.
"В Северной Америке дети обычно все объясняют наличием способностей – мол, мне хорошо дается математика, а если у меня нет к ней способностей, я займусь чем-то иным", - говорит Адреас Шлейхер.
"В Европе до сих пор ощущается влияние семейных традиций – если мой отец был водопроводчиком, то и я им стану. В Китае же девять из 10 опрошенных школьников говорили: я буду много учиться и все зависит от того, сколько труда я потрачу на достижение успеха", - добавляет он.
Чемпионат мира по образованию
В этом году состоится новый экзамен по программе PISA и Шлейхер считает, что призовые места на нем займут Бразилия, Турция и Польша.
В 2000 году в тестировании участвовало 265 тысяч учеников из 32 стран. Основной темой было умение читать и понимать прочитанное. Две трети вопросов были посвящены именно этому. Россия заняла 25-е место.
Больше 275 тысяч учеников из 43 стран участвовало в тестировании PISA-2003. Россия заняла 32 место.
В 2006 году Россия среди 57 стран была на 36 месте.
В 2009 году в исследовании принимало участие уже 65 стран. РФ оказалась на 41-м месте, уступая Китаю почти 100 баллов. Россия в рейтинге того года уступила Турции и ОАЭ.
Во всех трех исследованиях и по всем трем направлениям российские школьники показали результаты ниже среднего уровня среди стран-членов ОЭСР.
В этом году в экзаменах примет участие 500 тысяч учеников из более чем 70 стран, результаты которых будут опубликованы в конце будущего года.
Очень часто экзамены PISA воспринимаются как неприятная неожиданность министрами просвещения в разных странах мира.
Наибольший шок в этом отношении испытала в прошлый раз Германия, когда выяснилось, что ее знаменитая система образования на самом деле дает весьма средние результаты.
По мнению Шлейхера, который посвятил свою жизнь внедрению и распространению международных стандартов в образовании, "просвещение является той областью, в которой властвуют традиции и предрассудки, в которой всегда находятся оправдания".
Заслуга программы PISA состоит в том, что она ставит ее участников в равные условия, говорит Шлейхер.
"Люди говорят, что на совершенствование системы образования требуется лет 25; но взгляните на Польшу и Сингапур, где сдвиги к лучшему произошли гораздо быстрее", - считает Шлейхер.
Шон Кахлан