Идея выхода Греции из зоны евро больше не кажется фантастической, пишет Financial Times.
"После того, как 70% избирателей на выборах 6 мая поддержали партии, которые отвергли условия, по которым Афинам были предложены международные кредиты на 174 млн евро, многие инвесторы сочли раскол еврозоны, состоящей из 17 членов, более вероятным. Европейские правительства старательно обдумывают различные сценарии, по-прежнему призывая Афины соблюдать соглашения по экономии и реформам. Что будет, если эти надежды не оправдаются и Греция уйдет?" - задаются вопросом Крис Джайлс, Питер Шпигель и Керин Хоуп.
1. Всерьез ли Греция рассматривает выход из еврозоны?
Утверждения леворадикальной коалиции СИРИЗА о том, что Греция никуда не денется из зоны евро, а кредиторы ослабят свои жесткие условия, звучат музыкой для граждан страны, оказавшихся под давлением.
"Серьезность ситуации недооценивается. Некоторые полагают, что СИРИЗА переменит свой настрой, другие - что европейцы делают пустые угрозы, - отмечает политический комментатор Такис Мичас. - Единственное, что заслужит внимания, - это непоступление денег на выплату пенсий и зарплат".
2. Готова ли Европа расстаться со своей частью?
"Два года назад выход Греции из еврозоны стал бы катастрофой масштабов Lehman Brothers, - отмечает высокопоставленный сотрудник ЕС, причастный к переговорам о будущем Греции. - Даже год назад это было бы весьма рискованно с точки зрения заразности и цепной реакции в банковской системе. Теперь, через два года, мы лучше подготовлены".
Некоторые критики полагают, что последствия можно будет предотвратить благодаря новому постоянному фонду спасения на 500 млрд евро. Однако неопределенность по поводу влияния на банки Европы по-прежнему является основной причиной для беспокойства.
3. Что повлечет за собой выход из еврозоны?
После выхода Греции пришлось бы обсудить условия дальнейшего членства в ЕС. Соглашения ЕС предполагают возможность выхода из союза, но не просто из еврозоны. Переговоры будут еще сложнее, если новые власти Греции потерпят дефолт по задолженности перед Европейским фондом финансовой стабильности, ЕЦБ и МВФ.
Если страна потерпит дефолт по своим долговым обязательствам перед МВФ, она присоединится к небольшому позорному клубу государств с просроченным финансовыми обязательствами перед фондом, таких как Зимбабве, Сомали и Судан.
4. Каковы будут экономические последствия для Греции?
Есть два возможных сценария. По более оптимистическому, ответственное правительство сможет перезапустить банковскую систему, сформировать сбалансированный бюджет и убедить общественность смириться с резким падением стандартов жизни на фоне быстрого роста цен на импорт. После периода серьезной экономии станет возможным быстрый рост.
По альтернативному сценарию, правительство захочет воспользоваться своей валютной автономией, чтобы бороться с девальвацией, и пойдет на большие траты. Опасность состоит в гиперинфляции после непродолжительной передышки, за которой последует дальнейшее обесценивание валюты и печатанье денег.
5. Готов ли греческий бизнес к выходу?
Аналитик Солон Молхо утверждает, что катастрофические последствия выхода из еврозоны пока еще не оценены в полной мере. "Вы бы почти наверняка решили закрыть свои операции, продать бизнес, если сможете найти покупателя, и, возможно, уехать из страны".
"Мы планируем закрыть половину своих точек к концу года, - утверждает руководитель одной из розничных сетей. - Если мы вернемся к драхме, мы сохраним только свой центральный магазин в Афинах".
6. Сможет ли еврозона избежать инфицирования?
Это большой вопрос. Если власти еврозоны смогут убедить инвесторов и общественность, что Греция - это особый случай, последствия выхода можно будет предотвратить. Если нет, за выходом Греции последует хаотичное крушение проекта евро.
В любом случае, прогноз для европейской экономики весьма рискованный. После краха Lehman в 2008 году регион скатился к глубочайшей рецессии со времен Второй мировой войны не из-за проблем банковского кредитования, а из-за краха доверия и сокращения затрат. Семьи и компании решили одновременно затянуть пояса в страхе за свое будущее. Если европейские власти не проявят достаточно мастерства, чтобы обособить Грецию, такой же сценарий может стать большой опасностью.
Financial Times