Становится очевидно, что президент Обама расценивает Владимира Путина как одного из главных партнеров в своей внешней политике на втором сроке. Проблема в том, что Путин отказывается играть свою роль.
За мягким объявлением Белого дома в среду о том, что глава Кремля не будет участвовать в саммите «Большой восьмерки» в Кэмп-Дэвиде на этой неделе, стоит резкий отказ Путина. Обама подстраивался под Путина, перенеся совещание из Чикаго так, чтобы было ясно, что встреча не имеет ничего общего с саммитом НАТО. В начале месяца Обама послал советника по национальной безопасности Тома Донилона (Tom Donilon) в Москву, чтобы вручить Путину документ, который российский чиновник описал как «многостраничный, подробный документ, главный посыл которого - то, что Обама готов сотрудничать с Путиным».
В ответ Путин заявил, что ему придется пропустить саммит в Кэмп-Дэвиде, так как он должен сформировать новый состав правительства — хотя он теперь занимает пост президента, а не премьер-министра. Некоторые российские аналитики сразу отмели это объяснение; они предполагают, что Путин оскорблен мягкой критикой Госдепартамента случаев избиения участников митингов, которые проходили во время его инаугурации на прошлой неделе. Другие считают, что он контролирует серьезную борьбу за власть, которая идет за кулисами.
Так или иначе Путин, в лучшем случае прохладно относится к тому, что является главной причиной внимания к нему со стороны Обамы, а именно - его стремлению заключить поворотное соглашение по ядерному оружию в 2013 году. Соглашение шло бы гораздо дальше, чем новый договор СНВ 2010, и было бы нацелено на радикальное долгосрочное сокращение американского и российского арсеналов. Это достижение стало бы наследием Обамы в сфере внешней политики и ретроспективным оправданием его Нобелевской премии мира. Эта тема занимает его больше всего.
Однако, судя по всему, Путин не слишком в этом заинтересован. В указе по отношениям с Соединенными Штатами из семи пунктов, который он подписал на прошлой неделе, «дальнейшее сокращение стратегических наступательных вооружений» стоит на шестом месте; в нем также говорится, что это «возможно только в контексте учёта всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность». Это означает противоракетную оборону: в седьмом пункте подчеркивается требование Москвы «твердых гарантий» по американским системам ПРО.
Одержимость Обамы ядерным соглашением привела к тому, что его отношение к Путину, которого он избегал в течение трех лет, делая ставку на вроде бы более «реформаторского» Дмитрия Медведева, полностью изменилось. Хотя Обама и подождал несколько дней, перед тем как позвонить, он все-таки поздравил Путина с результатом выборов, которые, согласно международным наблюдателям, не были ни свободными, ни честными. Он также отменил поправку Джексона-Вэника 1974 года, которая ограничивала американскую торговлю с Россией — приоритетная тема в Конгрессе этой весной.
Поразительно в этой стратегии то, что Обама игнорирует самый важный урок по внешней политики, который он получил во время своего первого срока. Арабская весна показала, что вести дела с деспотичными лидерами - не столь умный шаг, если от них ускользает власть. При том, что тысячи демонстрантов оппозиции наполняют улицы Москвы и конфликтуют с его силами безопасности, Путина можно сравнить с Хосни Мубараком или Башаром аль-Ассадом, которых Обама «обхаживал» три года назад: пока еще он контролирует ситуацию — но его модель управления сломана, а его страна начинает оборачиваться против него.
Немного подстраховаться не помешало бы, особенно учитывая отказ Путина от приглашения президента. Именно поэтому продолжающееся упрямое противостояние принятию «законопроекту Магнитского» — закона, созданного демократами, который направлен на то, чтобы снова поставить права человека в центр американо-российских отношений - является абсолютно неверным со стороны правительства.
Сергей Магнитский, в честь которого назван законопроект, был российским юристом, который раскрыл схему растраты 230 миллионов долларов российскими налоговиками и чиновниками МВД. По приказу этих чиновников он был заключен в тюрьму, где плохое обращение привело к его смерти в 2009. Закон, продвигаемый в Сенате сенатором Бенджамином Кардином (Benjamin Cardin), демократом от штата Мэриленд, а в Палате представителей Джимом Макгаверном (Jim McGovern), демократом от штата Массачусетс, предусматривает лишение этих чиновников прав на американскую визу и замораживание их счетов в американских банках. Что более важно, в нем предусматриваются те же меры в отношении любых других российских чиновников, участвовавших в грубых нарушениях прав человека.
Эта санкция бьет в самое сердце паутины коррупции вокруг Путина. Бюрократические мафиози Москвы полагаются на счета в иностранных банках; они отдыхают во Франции, посылают своих детей в американские колледжи и находят убежище в Лондоне, когда Путин перестает им благоволить. Страх и ненависть, которые вызвал в Москве законопроект, отражаются в третьем пункте нового списка приоритетов Путина, который призывает «вести активную работу в целях недопущения введения односторонних экстерриториальных санкций Соединёнными Штатами Америки против российских юридических и физических лиц».
Невероятным образом Обама примкнул к Путину, обратившись против Конгресса. Его лоббисты неоднократно пытались блокировать принятие законопроекта, хотя он стал ключевым для принятия торгового закона, который хочет Обама. Когда должно было пройти голосование по предлагаемой мере в Комитете иностранных дел Сената США в прошлом месяце, высокопоставленные представители Белого дома и Госдепартамента потребовали, чтобы оно было отложено до окончания посещения Путиным Кэмп-Дэвида.
Теперь, когда Путин отменил свое участие в саммите, возможно, настало время вернуть тему прав человека в России обратно на повестку дня.
Джексон Дил