Многие люди не едят свинину – и далеко не все из них по религиозным причинам. Кто-то просто ее не выносит. И причиной тому – их восприятие феромонов.
Американские и норвежские исследователи, работающие под руководством профессора Хироаки Мацунами (Hiroaki Matsunami), выяснили, что около 70% людей несет две рабочие копии гена, ответственного за синтез белка OR7D4, рецептора андростенона, феромона, имеющегося у кабанов и мужчин нашего вида. У остальных 30% этот ген присутствует лишь в единственном числе, и они намного менее чувствительны к запаху этого вещества.
К работе было привлечено 23 добровольца, в том числе 13 обычных покупателей свинины и 10 профессиональных дегустаторов. После тестирования их разделили на две группы – более чувствительные к запаху андростенона и менее чувствительные. Затем был проведен анализ их ДНК и подтвержден, что чувствительные к андростенону люди имеют две копии гена OR7D4, а менее чувствительные – только одну.
Исследование стимулировал и вполне практический интерес: норвежская часть команды стремилась выяснить последствия, которые может иметь для пищевой промышленности возможное запрещение кастрации кабанов на фермах, которое пытаются провести защитники прав животных. Пока что на прилавках магазинов Европы можно приобрести лишь мясо свиней и кастрированных кабанов, и как отреагируют покупатели на появление мяса некастрированных самцов сказать заранее трудно.
Дело в том что в их мясе содержание андростенона доходит до 6,4 пропромилле: для сравнения, у химически кастрированных кабанов эта величина колеблется в пределах 0,1-0,2 пропромилле, а у хирургически кастрированных приближается к чистому нулю. Так что, судя по результатам этой работы, львиная доля потенциальных покупателей к появлению мяса некастрированных кабанов отнесется с неприязнью.
По словам авторов, следующие этапы работы обещают стать еще более интересными. Они планируют узнать о вариациях этого гена, существующих у некоторых закрытых сообществ, в том числе на Ближнем Востоке, где свинина не употребляется много столетий, или жителей Крайнего Севера, где она недоступна тысячелетиями. Интересно также рассмотреть крайних вегетарианцев: быть может, их отказ от мяса связан не столько с убеждениями, сколько с обусловленной генами повышенной чувствительностью к запаху андростенона.
По пресс-релизу Duke University