Психологи показали, что богатые люди более склонны к поведению, нарушающему принятые нормы, – например, реже пропускают пешеходов на переходе.
Исследователи человеческой природы – психологи, социологи, в конце концов, писатели, – множество раз обращались к вопросу о том, имеется ли какая-то связь между этическим поведением и уровнем дохода. С одной стороны, стоит ожидать, что люди бедные, имеющие меньше материальных ресурсов и тяжелее получающие их, готовы поступиться ради них бОльшим. С другой же стороны, люди богатые явно более сфокусированы на себе, своих желаниях и привыкли «получать большее», зачастую не считаясь с окружающими. Здесь достаточно вспомнить классический труд Торстейна Веблена «Теория праздного класса» – или хотя бы рассказы и повести Аркадия Гайдара.
Заинтересовались этим вопросом и психологи из Калифорнии, работающие под руководством Пола Пиффа (Paul Piff), которые провели целую серию экспериментов, в каждом из которых задействовали от 100 до 200 добровольцев разного уровня доходов и образования. Результаты этих экспериментов можно подытожить кратко: богатство способствует бесчестности и неуважению к окружающим.
К примеру, люди с более высоким доходом чаще были склонны к обману в следующем опыте. Компьютерная программа пять раз выбрасывала кубик-кость, а испытуемый должен был сам сложить количество выпавших очков и имел шанс получить подарочный сертификат. Ни экспериментаторы, ни кто-либо другой результатов бросков не видел. Так вот, богатые втрое чаще утверждали, что в сумме набрали более 12 очков, чем прочие люди, – хотя ученые пошли на элементарную хитрость и запрограммировали «кубик» таким образом, что больше 12-ти получить было просто невозможно.
Причем неприятные склонности эти вовсе не присущи богатым «по природе». Если психологи прибегали к определенным манипуляциям, создавая у бедных людей ощущение того, что в данном окружении они отнюдь не столь бедны, те также начинали вести себя менее этично.
Так, в другом эксперименте добровольцев просили сравнить свое благосостояние с людьми, находящимися на вершине финансовой иерархии (такими, как известный миллиардер Дональд Трамп) и у самого ее основания. После того они могли взять из банки конфеты, которые, якобы, предназначались для детишек, собравшихся в соседнем помещении. Выяснилось, что люди, ощутившие свой достаток, сравнив себя с действительно нищими, хватали в среднем вдвое больше конфет, нежели те, кто почувствовал себя не таким уж и богатым.
Еще один тест состоял в том, что испытуемый должен был назвать несколько достоинств алчности – скажем, она стимулирует профессиональный и карьерный рост. И снова: даже бедные добровольцы, которых «возбудили» таким образом, на следующих этапах эксперимента демонстрировали более терпимое отношение к таким мелким «грешкам», как, скажем, воровство расходных материалов из офиса, ложь работодателю ради получения дополнительных бонусов, обман покупателя и т.п.
Наконец, ученые перенесли свои эксперименты на улицу – точнее говоря, на один из оживленных перекрестков Сан-Франциско. Здесь добровольцы должны были переходить улицу по пешеходной «зебре», причем делать это так, чтобы приближающейся машине пришлось бы, пропуская их, останавливаться. Весь процесс фиксировался, а степень благосостояния водителя оценивалась, понятно, по марке, возрасту и внешнему виду автомобиля. Результат оказался тем же: обладатели более роскошных и ухоженных автомобилей пропускали пешеходов в среднем в три раза реже.
Забавная ситуация сложилась с водителями гибридных Prius: они оказались «самым неэтичным видом транспорта». Каждый третий из них прямо нарушил ПДД, не пропустив пешехода. Ученые предполагают, что связано это с феноменом «моральной лицензии», которую вроде бы получают обладатели Prius. Они считают, что сам факт покупки не слишком дешевой машины, которая не оказывает столь вредного влияния на окружающую среду, дает им некоторое моральное превосходство, и даже право в некоторых других случаях поступать не слишком этично.
Пол Пифф резюмирует эти результаты довольно скептически. По его мнению, преследование лишь собственных интересов создает порочный круг: оно дозволяет аморальное поведение, которое способно теми или иными хитростями повысить финансовый статус, а повышение это, в свою очередь, открывает новые горизонты аморальности.
По публикации ScienceNOW