Американская
компания SpaceX отменила запуск своей ракеты "Фалькон" с грузовым
кораблем "Дракон" на борту, который должен был отправиться на
Международную космическую станцию.
Двигатели ракеты, готовившейся к старту с мыса Канаверал во Флориде, были отключены перед самым запуском.
Это произошло после того, как бортовой компьютер зафиксировал превышение давления в одном из двигателей.
Следующее удобное "окно" для запуска будет во вторник.
В случае успеха калифорнийская компания станет первой в истории частной фирмой, запустившей к МКС космический корабль.
До
сих пор частному сектору были не под силу подобные миссии. Полеты в
космос всегда осуществлялись силами финансируемых государством агентств -
таких, как НАСА или ЕКА.
"Без вопросов - это исторический полет", - заявила президент компании SpaceX Гвинн Шотвелл.
"До
этого дня было лишь четыре государства - или союза государств, -
которые осуществляли стыковку кораблей с МКС: Европа, Россия, США,
конечно, и Япония. И вот мы стоим в трепете перед уникальной
возможностью совершить то же самое", - сказала она.
Разворот на 180 градусов
Хотя
эта космическая миссия официально называется "демонстрационной", она
имеет огромное значение. Этот полет наглядно показывает серьезный
поворот в космической стратегии правительства США, которое в корне
меняет подход к пилотируемым полетам в космос.
Две частные
компании - SpaceX и Orbital Sciences Corp - выиграли миллиардные
контракты на поставки провизии и оборудования на МКС. Orbital планирует
отправить на орбитальную станцию свою ракету "Антарес" с капсулой
"Сайнес" позднее в этом году.
Новый подход должен разгрузить
американское космическое агентство от забот о быте на МКС и освободить
деньги и время для планирования дальних исследовательских экспедиций на
большое расстояние от Земли - к Марсу и астероидам.
"Мы поняли,
что сейчас самое время передать грузовые рейсы к МКС в руки частного
сектора - это более эффективно с точки зрения стоимости, позволит НАСА
сэкономить средства и сосредоточиться на других делах, которые ждут нас в
будущем", - объясняет Фил Макалистер, исполняющий директор программы
НАСА по развитию коммерческих космических полетов.
Полет "Дракона"
Инженеры делают замеры
Инженеры SpaceX мечтают отправлять на орбиту не только грузы, но и живых астронавтов
Взлет
и отрыв ракеты "Фалькон" от поверхности Земли должен длиться чуть
меньше 10 минут, после чего конусообразная капсула "Дракон" отделится от
ракеты-носителя на высоте 300 км.
Затем аппарат развернет свои
солнечные батареи, сверится с системами навигации и слежения на Земле,
запустит свои собственные микродвигатели и устремится к МКС.
Если
пробные маневры в течение пары дней окажутся успешными, планируется
попытка пристыковать "Дракон" к орбитальной станции во вторник.
В
отличие от российских и европейских автоматических кораблей-грузовиков,
которые самостоятельно заходят в доки МКС, "Дракон" подойдет на
расстояние в 10 метров, откуда его должна забрать и подтянуть к станции
роботизированная "рука", управляемая астронавтами в орбитальной
лаборатории.
"Рука" затащит капсулу в стыковочный станционный
модуль "Гармония". Предполагается, что в среду экипаж МКС
собственноручно разгрузит прибывший с Земли провиант и оборудование.
"Это
пробный полет, - предупреждает Шотвелл. - С точки зрения SpaceX,
главное - это показать наш космический аппарат, максимально
протестировать его возможности, ну и, очевидно, задача-максимум -
осуществить стыковку".
Сколько стоит билет на орбиту?
НАСА
ассигнует на контракты со SpaceX и Orbital около 800 млн долларов,
помогая им в разработке их собственных ракет и отделяемых космических
аппаратов-капсул. Когда они будут соответствовать необходимым
стандартам, программа грузовых поставок на МКС заработает на полную
мощность.
Контракт НАСА со SpaceX предусматривает 1,6 млрд долларов за 12 рейсов к МКС.
Однако компания хочет также доставлять экипажи на орбиту и обратно.
Поэтому капсула "Дракон" изначально была спроектирована для перевозки людей, и ее усовершенствование продолжается.
С
момента, как была закрыта программа полетов американских шаттлов, у США
не осталось кораблей, на которых можно отправить астронавтов в космос -
приходится покупать для них "билеты" на российский корабль "Союз" по
цене в 60 млн долларов за место.
SpaceX заявляет, что к 2015 году сможет запускать людей на орбиту по цене в 20 млн за каждого.