Америка не может решать, когда должна начаться или закончиться революция во имя свободы на Ближнем Востоке или где бы то ни было еще. Америка лишь может решать, на чьей она стороне, полагает экс-президент
The Wall Street Journal публикует адаптированную версию речи, которую 43-й президент США Джордж Буш произнес 15 мая на специальном мероприятии в поддержку борцов за свободу. Основным предметом рассуждений Буша стали недавние события на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также то, как должна себя вести в связи с ними Америка.
"Идея, что арабские народы вроде как согласны на притеснения, навсегда дискредитирована", - заявил оратор. Он выразил несогласие с позицией тех, кто считает риски, связанные с демократическими переменами, слишком высокими, из чего делается вывод, что США должны поддерживать "порочных лидеров" ради стабильности; по его мнению, такой внешнеполитический курс "нереалистичен в долгосрочной перспективе", ведь "не во власти Америки бесконечно оберегать старый порядок", поскольку в любой "тирании заложен кризис".
"Великолепен тот день, когда диктатора свергают или когда он уступает демократическому движению. Следующие за этим годы переходного периода могут быть трудными", - указывает экс-президент. В подтверждение своих слов он указывает на опыт Центральной Европы: "Там время от времени проявляется коррупция, происходит скатывание в прошлое и ностальгия по коммунистическим временам. Необходимые экономические реформы подчас оказываются болезненными и непопулярными. Чтобы разжечь пламя революции во имя свободы, нужно обладать мужеством. Но мужество требуется и для того, чтобы провести революцию во имя свободы через структурные реформы. Отвага обоих типов заслуживает нашей поддержки".
"Мы, американцы, должны ставить перед собой задачу помочь реформаторам преобразовать кончину тирании в прочные, подотчетные гражданские структуры. Вновь возникающим демократиям требуются сильные конституции, преданные идее плюрализма политические партии и свободные выборы... Эта работа потребует терпения, творческих навыков и активного лидерства Америки. Она будет включать в себя укрепление гражданского общества с отдельным акцентом на роль женщин. Она потребует последовательной защиты религиозной свободы". Исполнять этот план нужно "гибкими" методами, но без "двусмысленностей", убежден Буш: "Одни и те же принципы должны распространяться на все государства". В заключение экс-президент резюмирует: "Если Америка не поддержит продвижение демократических институтов и ценностей, то кто еще это сделает?"
The Wall Street Journal