В марте Белоруссия достигла беспрецедентных успехов во внешней торговле — положительное сальдо оказалось самым высоким, по данным Нацбанка, за последние 10 лет. Правда, однако, состоит и в том, что успех этот достигнут, главным образом, за счет трех товарных позиций. Позволят ли произошедшие изменения окончательно решить проблемы во внешней торговле.
Три локомотива белорусского экспорта
В марте, по данным Нацбанка, положительное сальдо внешней торговли (по товарам и услугам) составило 557,7 млн. долларов. Данные с 2003 года, которые публикует Нацбанк, показывают, что за последнее десятилетие месячные результаты внешней торговли были намного хуже — сальдо было, как правило, отрицательным, и лишь иногда становилось положительным. Что же позволило Белоруссии достичь в марте 2012 года самых лучших результатов за последние 10 лет?
Подробные данные о внешней торговле показывают, что беспрецедентное положительное сальдо достигнуто за счет значительного роста экспорта и существенного снижения импорта. Причем рост экспорта обеспечен, главным образом, за счет двух товарных позиций.
По данным Национального статистического комитета, экспорт в первом квартале 2012 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 3 млрд. 915 млн. долларов. На 49,2% прирост экспорта обеспечили нефтепродукты, поставки которых на внешний рынок увеличились в январе-марте 2012 года на 1 млрд. 926 млн. долларов по сравнению с прошлым годом.
Еще одна товарная позиция, которая позволила увеличить экспорт, — небезызвестные растворители и разбавители. Их экспорт увеличился в первом квартале по сравнению с январем-мартом 2012 года в 12 (!!!) раз. Также значительный рост экспорта произошел из-за смазочных масел (производятся из нефтепродуктов), экспорт по этой позиции вырос на 372,9 млн. долларов.
Таким образом, вклад трех товарных позиций (нефтепродуктов, растворителей и разбавителей, смазочных масел) в прирост экспорта составил в первом квартале 2012 года 87,5% (!). Вот где локомотивы нашего экспорта, вот за счет чего достигнуты беспрецедентные успехи во внешней торговле.
Как видим, экспорт растет за счет продукции, которая так или иначе связана с переработкой нефти. Вклад всех остальных товарных позиций в прирост экспорта составил в первом квартале всего лишь 12,5%. Очевидно, что положительный эффект от девальвации, как это ранее прогнозировали белорусские чиновники, исчерпан, и сегодня наши успехи во внешней торговли продиктованы продажей сильно ограниченной номенклатуры товаров.
Успехи — временные?
Эксперт по вопросам внешней торговли, научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая обращает внимание, что положительное сальдо в первом квартале было сформировано не только за счет увеличения экспорта, но и в немалой степени — за счет снижения импорта.
«У нас в первом квартале сократился потребительский, инвестиционный импорт. Увеличился лишь импорт энергетических товаров. Сокращение импорта на фоне увеличения экспорта привело к тому, что в первом квартале мы зафиксировали положительное сальдо», — говорит Ирина Точицкая.
В первом квартале импорт инвестиционных товаров сократился почти на 100 млн. долларов по сравнению с прошлым годом, импорт потребительских товаров упал примерно на 630 млн. долларов по сравнению с прошлым годом. Наконец, импорт прочих промежуточных товаров (куда не входят энергетические) снизился на 263,8 млн. долларов.
Потребительский импорт сократился по двум причинам. Во-первых, повышение летом прошлого года пошлин привело к тому, что резко упал импорт легковых автомобилей. Во-вторых, доходы населения по сравнению с прошлым годом в долларовом выражении снизились, соответственно, населения стало покупать меньше импортных товаров. Однако здесь вероятны перемены.
«Мы собираемся доводить зарплаты до 500 долларов, и это будет приводить к тому, что население станет вновь переключаться на импортные товары. Соответственно, объемы потребительские импорта станут расти», — предполагает Ирина Точицкая.
Можно также ожидать, что вырастут объемы и инвестиционного импорта. Первый вице-премьер Владимир Семашко на этой неделе заявил, что из-за дорогих кредитных ресурсов медленно идет модернизация промышленных предприятий. Правительство сегодня инициирует снижение, причем резкое, ставок на финансовом рынке.
«Сегодня речь идет о том, чтобы снижать процентные ставки по кредитам, соответственно заемные ресурсы станут более доступными, и это может привести к росту инвестиционного импорта», — говорит Ирина Точицкая.
В общем, существуют основания для роста импорта в будущем, который станет приводить к негативным изменениям во внешней торговле. Правда, если власти будут выдерживать жесткую денежно-кредитную политику и сохранять процентные ставки на высоком уровне, роста импорта в ближайшем будущем может и не произойти.
«Ситуация во внешней торговле достаточно неустойчивая. Положительные статистические изменения, которые мы видим, не являются следствием качественной перестройки экономики. Рост экспорта нефтепродуктов, разбавителей и растворителей может улучшить ситуацию во внешней торговле, но принципиальных проблем это не решит», — отмечает Ирина Точицкая.
Данные за первый квартал 2012 года показывают, что локомотивы белорусского экспорта прежние, и каких-то новых товарных позиций, которые свидетельствовали бы о росте конкурентоспособности белорусской экономики, мы не увидели.
На резкий рост экспорта растворителей и разбавителей обратили внимание все. И белорусские, и российские эксперты (и власти Белоруссии пока это никак не опровергла) сходятся во мнении, что Белоруссия, чтобы не перечислять пошлины в российский бюджет, стала вывозить нефтепродукты под видом растворителей и разбавителей. И если Россия решит прикрыть эту лавочку, то второй раз белорусское экспортное чудо может и не случиться.