Немалая часть сообщений в Интернете сейчас несет в себе сведения, не предназначенные для широкой публики. Речь идет о пользователях, которые готовы добровольно поведать всему миру о том, о чем говорить не следует.
Например, несколько лет назад нашими соотечественниками Александром Корякиным и Евгением Савельевым был запущен проект «Викимапия». Он дает возможность разместить рядом с объектом на земной поверхности комментарий, поясняющий, что это такое. С тех пор на карте Подмосковья запестрели обозначения дивизионов нашей ПВО, командных пунктов и много чего еще. Назвать это медвежьей услугой своему государству – не сказать ничего.
Всем известно о том, какую роль сыграли так называемые социальные сети, то же американское детище «Фейсбук», в ходе недавних событий на Ближнем Востоке. Именно там американцы и примкнувшие к ним представители европейского сообщества раскидывали через интернет призывы к насилию. Наши же российские «юзеры» готовы выложить в сеть практически любые сведения – по собственной инициативе и без всяких подсказок.
Социальная сеть «Одноклассники» знакома многим – кому не интересно пообщаться со своими школьными товарищами, хотя бы и в виртуальном режиме. Но у «Одноклассников» есть и другая сторона, на которую пока не принято обращать внимания. Отдельные «ученики» размещают на всеобщее обозрение свои фотографии на рабочих местах. Таковыми становятся кабины машин радиоэлектронной борьбы, помещения внутри «режимных» зданий – примеров бесконечное множество. Специалистам иностранной разведки достаточно посмотреть на эти «шедевры», чтобы получить информацию, на сбор которой в «обычных условиях» ушли бы годы труда и немалое число «проколовшихся» агентов. Плюс денег.
Часть «юзеров» идет еще дальше: пишут о своей учебе в закрытых военных заведениях, само существование которых является государственной тайной.
Опять же, иностранной контрразведке не нужно будет угадывать, кто из россиян, выехавших за рубеж, выполняет особые задания. Мы в последнее время уже привыкли к провалам наших агентов, а ведь одна из причин неудач - как раз в небрежном обращении с интернетом. Один из попавшихся летом 2010-го в сети ФБР наших агентов «подставился», когда получил сообщение от своих старых друзей, в котором восхвалялись его ратные подвиги. И делалось это через ту самую социальную сеть.
На форумах в социальных сетях полным-полно информации и фото, рассказывающих о самых различных аспектах нашей армейской жизни. Вы думаете, об этих подвигах читаем только мы? Русский язык в совершенстве знаком и многим нашим западным «друзьям». Словоохотливые отечественные «юзеры» сплошь и рядом нарушают известное предупреждение «Болтун – находка для шпиона». Номера воинских частей вместе с привязкой к географическому пункту выкладываются в сеть столь же часто, как предложения о знакомствах. Ну, может, чуть реже…
Преподносят сюрпризы и так называемые блогеры. Это люди, чьи материалы далеко не всегда находят место на страницах зарегистрированных средств массовой информации, или же просто любители откликнуться на публикацию и высказать свое мнение. Свобода слова? Прекрасно.
В конце 2011-го группа блогеров «засветила» производящее двигатели для космической техники НПО «Энергомаш».
Молодые люди вдоволь нащелкали затворами фотоаппаратов, а потом поведали всему миру о том, какие они ловкие и умелые. За их похождения затем отчитывался старший вице-президент ракетно-космической корпорации «Энергия» - это управляющая компания «Энергомаша» - Владимир Осмоловский. Он заявил журналистам, что «корпорация в курсе проникновений». Выяснилось, что на территорию «Энергомаша» посторонние проникали через дырку в заборе, которую никак не удосуживались залатать. Там блогеры бродили пять ночей, ни разу не наткнувшись на охрану, изучили различные помещения с газоанализаторами и датчиками, поднимались на крышу, проникали к центральной пультовой, откуда оператор испытаний подает команды на запуск двигателей, и в зал испытательного стенда… О наказании для блогеров сведения пока отсутствуют, хотя делом занялась ФСБ. А между тем часть не в меру активных пользователей уже обсуждает в сети, какие слабые места имеются в охране одного из сверхсекретных объектов в ближнем Подмосковье - как говорится, ждем фотоотчета…
Конечно, не одни мы такие разудалые. То американцы поместят в интернете видеоролик с пляшущими на ядерных реакторах военными моряками, входящими в экипаж авианосца. То вдруг появятся «разоблачающие» официальную версию любительские съемки находящегося в стадии предполетной подготовки «Апполона-11», который, по утверждениям американцев, доставил астронавтов на Луну. Однако за океаном очень пристально следят за тем, что происходит на просторах паутины. То же видео с моряками, выступившими в роли неудачливых танцоров, было с завидной оперативностью удалено.
Дело в том, что США - родоначальники интернета, через них проходит почти 20 процентов мирового трафика, в то время как через Россию - почти в десять раз меньше.
Заинтересованные американские ведомства, используя имеющиеся в своем распоряжении суперкомпьютеры, внимательно отслеживают потоки информации, выбрасывая оттуда все неугодное, секретное или даже компрометирующее. Мы же постоянно уверяем, что не собираемся контролировать интернет – разве что примемся искать экстремистские материалы в средствах массовой информации и, вероятно, бороться с экстремизмом. Так же, как и с детской порнографией. Впрочем, любые попытки власти оценивать содержимое российского интернета с точки зрения действующего законодательства мгновенно вызывают волну раздражения и агрессии со стороны «юзеров». «Не смейте нарушать 29 статью Конституции, которая гарантирует каждому свободу мысли и слова!», - требуют российские пользователи. Но, процитировав первый пункт этой статьи, они вовсе не собираются изучать последующие ее положения. В которых говорится о запрете пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. А также о том, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Да какие сегодня могут быть секреты, настаивают некоторые наши пользователи, и в качестве полной «открытости» приводят программу картографического сервиса интернет-компании «Гугл».
Это - чрезвычайно популярный практически во всех странах мира поисковик «Гугл-Земля», с помощью которого можно рассмотреть почти всю поверхность нашей планеты. И, не прилагая особых усилий, выяснить, где расположены важнейшие части нашей ПВО, стратегических ракетных войск, флота. То же касается, например, и территории Китайской Народной Республики. Впрочем, в отличие от Москвы, Пекин все же пробовал указывать Вашингтону на недопустимость подобной «открытости».
Тогда ведь и Пентагон должен быть недоволен «Гуглом»? Несколько раз подобные скандалы в США разгорались: то вдруг выскочит на снимках «Гугла» секретная база американских ВВС в Неваде, то министерство обороны грозно заявляет, что «Гугл» не имеет право вывешивать детальные снимки американских военных объектов. На самом деле, это лишь игра, в которой все соблюдают установленные правила. Гляньте на снимки американской военно-морской базы на Гавайях, во все том же печально известном Перл-Харборе. База на удивление пуста, лишь в компании списанных кораблей там красуется эсминец «Джон Янг». Добавим: из него сделали мишень, и он пошел на дно в ходе учений в апреле 2004-го после попадания торпеды, выпущенной с американской атомной подводной лодки «Пасадена». То есть перед нами снимки восьмилетней давности, сделанные в тот период, когда «Джон Янг» был переведен в Перл-Харбор перед учениями «Римпэк-2004». В то же время на фотографиях Люйшуня, одной их главных китайских военно-морских баз, полно боевых кораблей. Смотрите, изучайте!
И свободолюбивый «Гугл» чувствует себя, несмотря на «ссоры» с могущественным Пентагоном, более чем прекрасно. Его чистая прибыль только в первом квартале нынешнего года составила 2,89 миллиарда долларов.
И все же выход - по крайней мере, в отношении социальных сетей - имеется. Нет, никто не призывает отключать наш российский интернет от внешнего мира. Как это сделано в Северной Корее, ведь утечки информации, в том числе и «чувствительной», отмечаются и там. Вряд ли будет задействован и китайский опыт – закрытие для доступа внутри страны к наиболее одиозным с точки зрения местного руководства сайтам.
Гораздо более рациональным выглядит японское ноу-хау: в Стране восходящего солнца для регистрации в несущих массу полезной для иностранцев информации социальных сетях необходимо указать свой номер японского мобильного телефона.
Нечто похожее имеется в Южной Корее – там во многих случаях необходим номер внутреннего удостоверения личности. Это требования, да плюс еще и языковой барьер, затрудняют доступ иностранцев, как говорится, чужие здесь не ходят. Кто-то может обвинять власти этих двух стран в цензуре. Хотя все прекрасно понимают: речь идет о защите интересов государства и каждого его жителя. Власть обязана не допустить утечки секретной информации, власть озабочена моралью общества, власть попросту напоминает каждому гражданину страны не только о его правах, но и о его обязанностях.
Специально для Столетия