Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
О роли языка в культурной колонизации
Газета "Наш Мир"
Во второй половине пятидесятых годов XX века (т.е. с началом хрущевской оттепели) руководство СССР решило предпринять непродуманную затею - организовать множество специализированных английских школ (наряду с гораздо меньшим количеством французских, немецких, математических, физических и др.), которые в одночасье сделались элитными. Такое искусственное насаждение англомании явилось фатальной ошибкой. 

Во-первых, оно затормозило расцвет русского языка и культуры (национальных языков и культур республик), переключив внимание на западные языки, исторические и культурные реалии и т.п. 

Дело в том, что любой естественный язык тянет за собой целый шлейф культурных и исторических ассоциаций. Даже отдельные слова, точнее, выражаемые ими понятия, имеют архетипические и культурно-стереотипные смыслы. А тексты, созданные в рамках той или иной культуры на том или ином языке, полны этнокультурным и этнолингвистическим материалом (реалиями, символами, аллюзиями, идиомами, расхожими метафорами, пословицами, поговорками, крылатыми фразами и т.п.). Практически в каждом тексте содержится оценка обсуждаемого материала, таятся идеологемы и мифологемы. Через тексты все эти смыслы внедряются в сознание, формируя наши архетипы, стереотипы, гештальты и проч. концептуальные образования. В то же время, если интенсивно насаждается иноязычный и инокультурный материал, то он вполне способен вытеснить родные концепты. 

Нет, я не хочу сказать, что в СССР не уделялось внимания развитию национальных культур. Напротив, надо отдать должное советской национальной политике, культура республик СССР достигла невероятных высот, причем отличалась особой духовностью и моральностью, взяв лучшее из наследия предков. Однако, что касалось образования, то там был неразумный космополитический перекос. Если бы в нем преобладал национальный уклон, то это способствовало бы еще большему развитию национальных языков и культур, приумножило бы созданные на них произведения, обогатило бы их как качественно, так и количественно. 

Во-вторых, затея с английскими спецшколами сыграла впоследствии злую шутку, превратив нашу страну после развала СССР, помимо экспортера сырья, в своеобразный "виварий" человеческого материала для экспорта на Запад. 

Делая английские школы элитными, руководство косвенно подстрекало нездоровый интерес к английскому языку и англоязычной культуре. Казалось бы, это делалось для приобщения людей к иноязычной культуре и просвещения их о жизни там. Но наповерку все оказалось сложнее. Образы англосаксонской культуры проникали в сознание, причем маркированы они были как престижные, высшего качества. 

Помнится, я, еще учась в 6-м классе английской спецшколы, имела голубую мечту - жить в Англии и учиться в Оксфордском университете, а к 8-му классу мои помыслы устремились к Америке, к ее ковбойскому Техасу. Смешно и глупо, конечно. Однако откуда могли взяться такие мысли, если они не были привиты с детства в ходе вполне официального школьного образования (в странном сочетании с ортодоксальной социалистической идеологией)? 

Кто-то возразит, что в советских учебниках по английскому было немало "неанглийского": текстов гуманистических, критикующих англосаксонский империализм и колониализм, выдержанных в духе марксизма-ленинизма (вспомним славные Moscow News и Morning Star!) или посвященных русской и советской истории. Однако все равно в учебниках преобладали тексты, отражающие идеологемы и мифологемы англосаксонской культуры. 

А вот включение в учебники по английскому текстов социалистической направленности, на мой взгляд, пошло только во вред, поскольку исказило англосаксонский образ мира для русскоязычного человека. Оно создало иллюзию его "социалистичности", наличия в нем существенных сил, стремящихся к воплощению идей равенства, гуманности и социальной справедливости. А эта иллюзия сделала англосаксонский мир еще более привлекательным. 

С конца восьмидесятых годов XX столетия, когда разлился мутный поток антисоветской пропаганды, Запад стал восприниматься как эталон демократии и единственного прогрессивного пути развития. При этом абсолютным воплощением прогресса стала англосаксонская история, а высшим достижением человечества - англосаксонская культура.

Итак, благодаря неразумной затее Хрущева, мы добровольно стали подобием колонии Англосаксонии, признав приоритет ее языка и культуры и во многом восприняв ее восприятие реальности. А заодно способствовали тому, что ее язык надолго, если не навсегда, закрепился в качестве всемирного. 

Потому все продолжается нескончаемый исход наших соотечественников за рубеж, уезжающих без угрызений совести и сожалений, быстро забывая родную культуру и язык. Не спасают ситуацию и родные архетипы и стереотипы, оказавшиеся хрупкими перед иноязычным и инокультурным доминированием - так же, как и русские национальные ценности бескорыстия, коллективизма и духовности. 

Впрочем, в сознании многих эмигрантов и "западников" архетипы и стереотипы родной культуры остаются и своеобразно преломляются. Многие адепты западной культуры не ассимилируются с ней, но сохраняют свою идентичность. Точнее, застревают "в пограничной зоне" двух ментальностей. Часто случается их одиозное перевоплощение в диффаматоров бывшей Родины и всего, что с нею связано. При этом, однако, они не в состоянии порвать с ней связь. Их диффамация сродни известной в психологии ненависти обидчика к обиженному, предателя к преданному - это как бы самооправдание тем, что жертва "сама виновата, потому что плоха". 

Что касается постсоветской эпохи, то с начала 1990-х русская культура и язык фактически капитулировали перед англосаксонским засильем. Эрозия национальных архетипов и ценностей теперь начинается в России с раннего детства - прежде всего, через СМИ, но также и через образование и потребление. 

Следует признать, что язык издавна являлся мощным оружием колонизации. Рассмотрим наиболее яркий пример - пример бывших колоний и доминионов Британской империи. О насаждении английского языка в Северной Америке и Австралии, сопровождавшемся физическим уничтожением туземного населения, говорить не будем. Возьмем те случаи, когда язык колонизаторов принимался добровольно. 

Империалистический капитал часто колонизировал многонациональные народы, не имевшие единого языка, а некоторые из них - и государственности. Поэтому народы, которые колонизировала, скажем, Британская империя, были даже рады признать язык колонизаторов своеобразным койне - языком межплеменного общения. В ситуации искусственно подогреваемой вражды между народами и племенами (принцип "разделяй и властвуй"), английский язык служил объединяющим фактором. В разговорной форме койне пиджинизировался и служил как в общении с колониальными властями, так и с соседними племенами. Обычно же он перемещался в сферу официального и культурного общения, был признаком образованности, элитарности и заставлял все новые поколения стремиться к овладению им. Вместе с тем, такое положение вещей способствовало торможению развития или угасанию литературных национальных языков. 

Уже формально освободившись от колониальной зависимости (но в большинстве случаев находясь в путах неоколониальной), практически вся Африка, многие страны Азии (включая Индию, Пакистан, Таиланд и т.д.) используют язык бывших колонизаторов в качестве государственного. А их колониальное прошлое, подернувшись пеленой забвения, уже не представляется полным крови и эксплуатации. Более того, к примеру, бывшие колонии в Содружестве наций (ранее Британском содружестве), в которых монарх Британии де-юре остается главой государства, добровольно и даже с радостью принимают за эталон англосаксонские государственные политические институты и культуру. 

Так, общаясь с молодыми индианками, приехавшими по обмену преподавать в Россию, я узнала, что сейчас официальная индийская точка зрения такова, что британская колонизация принесла Индии как вред, так и пользу, причем пользы больше, чем вреда, поскольку объединила страну и ввела разумные государственные институты. Английский язык и европейское образование эти девушки считают исключительно престижными (а вот холодная и лишенная лоска российская действительность заставляет недовольно морщить носики). 

Знакомый нигериец, волею судеб изучающий экономику в провинциальном российском вузе, вообще не понял вопроса о том, как в нигерийских учебниках по истории освещается колониальное прошлое Нигерии. Он с гордостью заговорил о том, что Нигерия - бывшая колония Британии, ныне член Содружества наций, переняла британскую систему образования и использует британские учебники. 

Значит, историю колоний пишет бывший колонизатор! 

При этом идет колоссальный проанглосаксонский идеологический прессинг через СМИ и экономический прессинг через ограничение торговли, инвестиций в страны, дерзнувшие проводить независимую политику. Вспомним зимбабвийского президента Мугабе с его обвинением Британии в белой гегемонии и решительным выходом из Содружества. До сих пор не прекращается травля этого лидера, применение разнообразных санкций со ссылкой на попрание "прав человека" - то есть белого меньшинства, потомков колонизаторов, по-прежнему претендующих на привилегированное положение в обществе. Были и попытки организации переворота в Зимбабве. 

Memento servitudinem! Видимо, забылись столетия рабства, колониализма, жестокого подавления восстаний против произвола колонизаторов ( в Нигерии: в 1907—08 в Лагосе; в 1908—13 в Калабаре, Ониче, Ондо, Абеокутс и др.; в 1918 — в Эгбе; в 1929 г. - в Абе, Калабаре и т.д. вплоть до 60-70-х годов 20-го столетия). Были стерты из памяти организованные колонизаторами геноцид, этнические войны, голодоморы, эпидемии и опиумная торговля. Все, кажется, смирились со странной пандемией СПИДа в Африке, и никого не удивляет тот факт, что процент носителей ВИЧ является наивысшим в бывших британских колониях на юге и востоке Африки (2003, http://mwcnews.net/content/view/5429/26/). Кстати, даже в относительно благополучной ЮАР носителей ВИЧ - около 5,7 миллионов человек, а белое меньшинство предпочитает не выходить из автомобилей, чтобы избежать контакта с черными. Та же проблема (СПИД) обуславливает низкую среднюю продолжительность жизни в Нигерии - всего около 47 лет. 

История Англосаксонии вообще покрыта завесой благообразия. О ее преступлениях в приличном буржуазно-либеральном обществе говорить не принято. В отличии от "гулагов", "кровавых репрессий" и прочих антисоветских штампов, преступления империализма не на слуху, до них надо докапываться. 

Но вернемся к бывшим британским колониям. Благодушная позиция бывших колонистов к своим колонизаторам объясняется рядом причин. Во-первых, их историю пишет колонизатор. Во-вторых, многие из них приспособились к навязанной им вестминстерской политической модели, встроились в экономику Содружества наций. В-третьих, у большинства из них появилась привычка к патернализму. Включенность в англосаксаксонский мир позволяет использовать различные бонусы со стороны бывших колонизаторов: благоприятный режим торговли, преференции, финансовые инвестиции и т.д., отчего эти страны экономически выигрывают по сравнению с полностью эмансипировавшимися соседями. 

Однако дело не только в этом. Столетия рабства, десятилетия колонизации заставляли их использовать язык, который одновременно был транслятором культуры колонизатора. Это обусловило восприятие мифологем и идеологем колонизатора, усвоение чужих смыслов бытия и чужого понимания мира. 

Последнюю мысль вполне можно перенести на наш предмет - англоманию в СССР. 

Надо сказать, что культурная и идеологическая заряженность языка и речи отнюдь не игнорировалась отечественным языкознанием. На влияние "внутренней формы слова", несущей символическую нагрузку и влияющей на означивание предметов и явлений действительности, обращал внимание еще в XIX веке лингвист А.А. Потебня; психологический, социологический и мифологический аспекты языка рассматривал И.А Бодуэн де Куртенэ; Л.В. Щерба представлял язык социально обусловленным единством речевой деятельности, языковой системы и языкового материала; об идеологической сущности динамической стороны языка - речи - говорил В.Н. Волошинов. 

Однако воцарившийся с середины 1950-х гг. формальный структурализм надел своеобразные шоры на языкознание, чем ограничил его исследовательские горизонты и не позволил пристальнее взглянуть на психолингвистическую сущность языка, на лингвокультурную ауру слова, а также на идеологическую составляющую любого текста и дискурса. Тем самым не была замечена опасность языковой и культурной экспансии англосаксонского мира. 
------------------------------------------------------------------ 

20 апреля 2012 
«Идти вперед и вверх!» 

Осенью прошлого года гимназия № 93 отметила свой сорокалетний юбилей. Она была задумана как школа для подготовки ученика к функциональному использованию иностранных языков в реальной жизни. Сразу стала востребованной в социуме, не теряет своей конкурентоспособности сегодня. Яркое тому подтверждение — ежегодный прием в первый класс до 150 учащихся из всех районов города. Растет показатель инвестиционной привлекательности — привлечение дополнительных средств за счет дополнительного бюджетного и внебюджетного финансирования инновационной деятельности. 

Целью обучения иностранным языкам в гимназии является овладение языком как инструментом общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Современным социумом иностранный язык рассматривается как необходимый базис для успешной карьеры в различных сферах деятельности в динамично развивающемся государстве. Гимназия № 93, обучая школьников иностранным языкам, стремится воспитывать учащихся гражданами России, помогая им гармонично войти в мировое сообщество. 

В гимназии, где преподавание английского языка начинается со 2-го класса, а второго иностранного языка — с 5-го класса, особо встает вопрос о партнерстве языков. Чтобы сделать престижным знание обоих языков следует прежде всего исходить из общности целей — формирования навыков грамотной речи и полноценной речевой коммуникации. Но родной язык психологически доминирует над иностранным, поэтому необходимо продумать обучение русскому языку в начальной школе и на этой языковой базе формировать вкус к языку вообще. Поэтому наши ученики с 1-го класса изучают курс «Культура мышления и речи». В начальной же школе введен курс «Народная словесность», который способствует усвоению русской и европейской культуры. 

Глубокое знание родного языка — прекрасная почва для проникновения в особенности иностранного языка как явления другой культуры, о чем свидетельствует расширяющаяся в школе практика перевода, связанная, во-первых, с введением уже в 8-м классе интегрированного курса «Твоя профессиональная карьера», во-вторых, с практикой художественного перевода с английского и немецкого языков на русский. 

В предшествующие годы в гимназии получили развитие аспекты билингвистического образования, имеющие прикладной характер. Это нашло свое отражение в установлении многочисленных контактов со школами и университетами США, Шотландии, Германии, Швеции. Контакты способствовали развитию практики обменов между учащимися и учителями других стран, изданию совместных книг о жизни школы № 93 и зарубежных школ, созданию совместного летнего лагеря отдыха языковой направленности на базе санатория «Увильды». Студенты университетов США проходили стажировку на базе нашей гимназии. Работали в нашем учреждении и учителя из Шотландии и США. 

Одной из ярких страниц истории гимназии является работа над международными проектами «Чистая вода» и «Глобальное мышление», в которых приняли участие наши старшеклассники и американские школьники, а также педагоги обеих стран. Обмен учащимися и учителями со школами США, Великобритании и Германии раздвинул горизонты познания мира нашими молодыми людьми. 

Наши учащиеся ежегодно участвуют в языковом международном конкурсе FLEX (Американское содружество преподавателей русского языка и литературы). С 1993 года около 50 наших старшеклассников стажировались в США по этой программе. 

Программа развития гимназии включает работу с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми в школе осуществляется на основе концепции, разработанной Александром Фомичом Геличем. Поддержка талантливых учащихся — одна из главных педагогических задач и базовый принцип образовательного учреждения. Нацеленность всей учебной и воспитательной деятельности в школе на праздник, который становится ее закономерным итогом, создает необходимый эмоциональный положительный фон для учебного процесса. Таким мероприятием в гимназии является торжественный прием при директоре для одаренных детей, достигших наивысших результатов в олимпиадах и творческих конкурсах в течение учебного года. Это мероприятие нынешний директор гимназии Галина Валентиновна Щербакова сделала традиционным. 

Гимназия имеет высокий инновационный потенциал. В 2009 году гимназия в муниципальном конкурсе инновационных проектов стала субмуниципальной опорной площадкой Курчатовского района по теме «Создание филологического центра для одаренных детей». В 2012 году гимназия участвовала в муниципальном конкурсе инновационных проектов по теме «Муниципальный дистанционный центр сопровождения языкового образования» и получила статус школы-лаборатории. В 2011 году гимназия стала победителем областного конкурса школьных команд. Гимназия с 2011 года является членом сети инновационно активных образовательных учреждений Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО МОиН РФ. 

Гимназия № 93 участвует в научно-прикладных проектах сов-местно с ГОУ ДПО ЧИППКРО (кафедра языкового и литературного образования) «Совершенствование дидактического и методического обеспечения иноязычного образования в муниципальном округе» и совместно с УрО РАО «Дидактическое обеспечение иноязычного образования по апробированию УМК издательского дома Макмиллан». 

Образовательная среда гимназии имеет ресурсы для предложения дополнительных образовательных услуг, так, она реализует функции координатора образовательного проекта «Британский бульдог», функции базовой площадки проведения конкурсного отбора по программе FLEX; функции опорной площадки для проведения заключительного территориального этапа Международной олимпиады по основам наук УрФО. 

Истинным богатством гимназии являются ее кадры. Ежегодно наши педагоги участвуют в конкурсе «Лучшие учителя России» в рамках национального проекта «Образование». Восемь человек награждены грантом президента, восемь учителей получили грант губернатора. Успешным был и текущий год для педагогов гимназии. В профессиональном конкурсе «Учитель года — 2012» А.В. Апухтина стала победителем по Курчатовскому району, в конкурсе «Педагогический дебют — 2012» И.Р. Шагиева стала победителем Курчатовского района и призером муниципального, Н.В. Потапочкина — призер районного этапа конкурса «Сердце отдаю детям — 2012», психолог Н.В. Акулинина — призер муниципального этапа конкурса «Воспитать человека — 2012». 

«Идти вперед и вверх!» — таковым было жизненное кредо заслуженного учителя Российской Федерации Александра Фомича Гелича, бессменного директора гимназии № 93 с 1971 по 2008 год. Призыв «Идти вперед и вверх!» стал девизом учителей и выпускников нашей гимназии. 




Категория: Аналитика | Просмотров: 470 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://atnews.org, http://www.polit74.ru

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана