"Наибольшая вина человека не в грехах, которые он совершает. Искушение велико, а его сила слаба. Великая вина человека в том, что он в любой момент может обратиться к Богу и не делает этого".
Рабби Боенам (Мартин Бубер)
"Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен..." (Иов. 1,1-3).
"И был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана..." (Иов. 1,6-12).
"И был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа..." (Иов 2,1-10).
"И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих..." (Иов. 42,10-13).
Жена Иова живет в земле Уц, в Аравии, вероятно недалеко от Ура Халдейского, от того города, где Бог призвал Авраама. Имеется только мало женщин, которые имеют больше преимуществ, чем она. Ее муж неизмеримо богат, и она ведет роскошное хозяйство с большой свитой слуг. В своих детях - семи сыновьях и трех дочерях - она не менее благословенна. Все они живут хорошо и понимают друг друга. Регулярно состоятся семейные встречи для укрепления семейных уз. Величайшим благословением однако же является Иов, ее муж.
Иов любит Бога, хотя он знает о Нем только то, что ему рассказали другие. Но этого Иову достаточно для того, чтобы верно служить Богу.
Поведение Иова определяет дух в семье. Его жизнь так сильно проникнута благочестием, что это не может скрыться от людей, окружающих его. Они говорят, что Иов имеет так много счастья только потому, что он благочестив. Его жена построила свою жизнь на благочестии и счастье своего мужа и своей семьи... Так обстоят дела на свете.
Одновременно, сокрыто от человеческого наблюдения, на небе происходит нечто особенное. Согласно Библии, Иов является предметом разговора между Богом и сатаной. Бог говорит, что на земле есть человек, который любит Его по собственной воле. Сатана, клеветник верующих (Отк. 12,9.10), не согласен с этим. Он формулирует противоположное: "Иов имеет счастье, поэтому он благочестив". Он говорит Богу: "Удержи благословение, тогда пропадет его богобоязненность".
Бог позволяет сатане проверить обвинение: "Возьми у него его имущество, но его самого оставь в покое". Cравним с кораническим: "Помяни Нашего раба Айюба (Иова). Он воззвал к своему Господу: «Дьявол причинил мне вред и мучения!»" (38, 41).
Дьявол доволен этим разрешением и изливает на Иова невыразимую и неожиданную беду. Один за другим жестокие удары настигают его.
Его огромные стада скота взяты неприятелем или поражены молнией. Слуги погибают. Самую большую потерю сатана сберегает на конец. С большим ветром он приносит смерть всем детям Иова.
Все, что Иов приобрел годами, уничтожается за короткое время. Богатейший человек Востока внезапно становится бездетным и нищим. Кроме домашней прислуги, у него остается только четыре слуги.
И его жена...
Сатана, выполнив основательную работу, не достиг своей цели. Хотя Иов, как настоящий житель Востока, разрывает свои одежды, но его вера остается непоколебимой.
- Наг я вышел из чрева матери моей, - говорит он, - наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно!
Сатана сообщает о своем разрушительном деле против Иова. Бог напоминает о благочестии Иова, на это сатана говорит: "Несчастья не постигли самого Иова. Они постигли только его имущество. Прикоснись к его телу и посмотри, что тогда останется от его веры".
Когда сатане еще раз позволено поступить по его воле - с ограничением пощадить жизнь Иова, - то он посылает Иову мучения, которые могут свести человека с ума: ужасно болезненные, зудящие нарывы! От темени до подошвы Иов покрыт ими. Медицина говорит, что страдания таких пациентов невообразимо велики и почти невыносимы. Иов сидит в пепле и скоблит себя черепицей.
Потом настигает его тяжелейший удар. Его жена отворачивается от него. Жена, которую Бог определил для поддержки в хорошие и плохие дни и в которой он теперь нуждается больше, чем когда-либо, оставляет его. Через нее сатана пускает в ход последний козырь.
-Ты все еще тверд в непорочности твоей? - насмехается она. Похули Бога и умри!
Это лишь несколько слов, но они верно обрисовывают ситуацию. Она так подавлена горем, что видит только один выход: отказаться от веры и совершить самоубийство.
Ее реакция совершенно противоположна реакции ее мужа. В чем причина, что два человека в одинаковых условиях так различно реагируют? Вера Иова выдерживает и этот кризис. Пусть его положение для него самого темно, но он не сомневается в Боге, Который для него является реальностью и от Которого он принимает как доброе, так и злое. Его жизненный дом построен на скале. Когда бури безжалостно бичуют его, он стоит, потому что фундамент недвижим.
Как бури испытывают силу корней, так бури скорбей и непонятных переживаний открывают, как глубок жизненный фундамент человека. Этого фундамента недостает жене Иова.
Когда буря пронеслась над его жизнью и силой отняла все его состояние, Бог все еще является непоколебимым фундаментом для Иова. Его жена не имеет ничего. Ее горе неоспоримо велико, его едва можно передать. Но она не пришла бы в отчаяние, если бы ее жизненный дом имел такое же прочное основание, как у ее мужа.
Различные реакции обоснованы не переживанием скорбей, а фундаментом жизни (Матф. 7,24-27). Поэтому она оставляет в беде своего мужа в самый трудный момент его жизни.
Друзья по крайней мере еще посещают его, хотя и не являются для него поддержкой.
О жене же мы ни разу не читаем в Библии, чтобы она облегчила его мучения. О ней не слышно во все время страданий. Она не пользуется драгоценным даром - сопереживать и сострадать, - который Бог в особой мере даровал женщине.
Бог в Коране сообщает о мере наказания для слабохарактерной жены: "...Возьми в руку пучок, ударь им жену и не преступай клятвы..." (38, 44)
Иов во всех своих страданиях просит еще за своих друзей. Божье благословение опять возвращается к нему. Быстро и радикально, как при потере, изменяется его судьба. Иов и его жена опять получают своих детей - семь сыновей и три дочери. Его имущество увеличивается, и стада скота становятся даже больше, чем прежде. Но самое важное: страдания Иова принесли пользу для его отношений с Богом.
"Ему было сказано: «Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питье». Мы даровали ему его семью и еще столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом". (Коран 38, 42-43)
Библия: "Я слышал о Тебе слухом уха, - говорит он, - теперь же мои глаза видят Тебя" (Иов. 42,5).
Теперь Иов знает Бога не только из опыта других. Он встретился с Ним Самим. Это приводит к благоразумию, раскаянию и смирению (Иов. 42,6).
Следовательно, страдания имели для него положительное воздействие. Они открыли глубины по отношению к Богу, о которых Иов и не подозревал.
А сатана? Испытание для него кончается плохо, так как Иов еще более верен Богу, чем прежде. О жене Иова Библия оставляет нас в неизвестности. Зарегистрировано только то, что в огне испытания и в горечи она назвала Бога виновным. Oна была ослеплена сатаной, поэтому и не заметила, что Божье допущение ее мучений имеет целью не страдания, а плод, который может вырасти из этого. Бог позволяет временно отнять шаткое счастье, чтобы они могли познать вечное счастье в Нем. Путь к этому должен вести через школу жизни. Как женщина Ветхого Завета, она вероятно шла вдвойне трудным путем. Что стойкость возможна, доказывает ее муж. В Новом Завете Иов ублажается за то, что он устоял (Иак.5,11).
Бог в Коране говорит: "Воистину, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Богу".(38,44)
Иов построил свою жизнь на божественном фундаменте. О его жене же мы не читаем, чтобы она имела твердое основание. Скорби еще больше приводят его в объятия Божий. О ней же мы знаем только то, что в критический момент своей жизни она сказала Богу "нет". А это не делает жену Иова примером для нас.
В качестве примера благочестивых женщин, Бог приводит в Коране пример Марии и жены Фараона: "Для тех, кто уверовал, привел Бог как назидательный пример жену Фараона, которая говорила: "Господи! Избавь меня отФараона и деяний его! Возведи мне жилище в раю при Тебе, избавь меня от народа нечестивого!". И приводит в пример Марию, дочь Имрана, которая сохранила целомудрие свое, - посему, вдохнули Мы в нее дух Наш, - и она приняла как истину слова своего Господа и Его писаний, и была она покорной Ему." (Коран 66,11-12)