Едва ли не первый хороший результат работы Таможенного союза для российской торговли: Национальный статистический комитет Белоруссии рапортует, что страна стала гораздо активнее, чем прежде, закупать автомобили российского производства.
Национальный статистический комитет Белоруссии опубликовал подробную статистику о том, какие автомобили и откуда страна импортировала в январе-марте 2012 года. Цифры получились очень убедительными: с начала года, когда между Россией, Белоруссией и Казахстаном заработало Единое экономическое пространство, отчетливо стало видно, что белорусы переориентировались при покупке новых авто с европейских производителей на российских.
В частности, за первые три месяца работы ЕЭП в Белоруссию было ввезно 13 400 автомобилей. Общая их стоимость при этом составила 157,7 млн долларов. Конкретно из России было привезено 7100 автомобилей на общую сумму 19,7 млн долларов. Ничего подобного ранее не наблюдалось, поскольку белорусы предпочитали ввозить автомобили из США или Западной Европы. И вот какое сравнение по-настоящему характерно: с Украины Белоруссия импортировала всего семь автомобилей на общую сумму 55,5 тыс. долларов. А ведь там тоже мощный автопром!
Также нельзя не отметить, как сильно упал спрос на автомобили из Германии. За отчетные три месяца из этой страны белорусы ввезли 985 машин на 41,2 млн долларов. А ведь раньше именно отсюда в республику ввозилось больше всего автомобилей. Что касается импорта из Соединенных Штатов Америки, то за первых два месяца оттуда ввезли 350 автомобилей на 8,7 млн долларов.
ФРГ фактически удерживает лидерство только по части экспорта грузовых автомобилей в Белоруссию. Так, за три месяца в страну оттуда привезли 546 автомобилей на, примерно, 9,3 млн долларов. В то время как из России за тот же промежуток времени ввезли 407 автомобилей на 7,4 млн долларов.
При этом россияне, судя по всему, не очень-то хотят покупать белорусскую технику. Федеральная антимонопольная служба России признала ОАО «БелАЗ» нарушителем закона «О защите конкуренции». Ведомство считает, что белорусское предприятие слишком сильно контролировало своих дилеров, что привело к ограничению конкуренции на этом рынке.
Поводом для разбирательства послужило заявление ЗАО «Компания Белазкомплект плюс» — одного из дилеров ОАО «БелАЗ». В ходе проверки ФАСовцы выяснили, что дилерская сеть белорусского предприятия имеет «строгое разделение деятельности дилерских центров по территориальному признаку». «Несмотря на то, что ранее из дилерских соглашений были исключены положения, предусматривающие такие ограничения, фактические обстоятельства указывают на то, что территориальный принцип продажи продукции действует и соблюдается по настоящее время», — пожаловались специалисты антимонопольного ведомства.
«Комиссия ФАС России также выявила факты рассылки ОАО "БелАЗ" в адреса организаций-потребителей писем с указанием необходимости осуществления закупки продукции ОАО "БелАЗ" непосредственно у конкретных дилеров, которым общество предоставило такое право, в том числе путем оформления письменных разрешений на поставку в их адрес. В противном случае ОАО "БелАЗ" не гарантировало поставку продукции и ее сервисное обслуживание», — говорится в документе ФАС.
«Практика организации продаж ОАО "БелАЗ", при которой дилерам запрещается поставлять продукцию и участвовать в торгах за пределами подведомственной территории, устранила возможность конкуренции между ними, что, в свою очередь, также ограничивает потребителей в свободном выборе поставщиков закупаемой продукции ОАО "БелАЗ"», — заявил заместитель начальника управления контроля промышленности и оборонного комплекса ведомства Андрей Грешнев.
Как Россия умеет защищать собственный рынок от «непрошенных гостей», всем давно известно. А пока белорусы в массе своей уверены в том, что от вхождения страны в Таможенный союз с Россией и Казахстаном для нее будет больше минусов, чем плюсов.
В стране жалуются на то, что в связи с полным открытием границ между странами страна лишилась и дешевых бэушных иномарок, и низких цен на многочисленные продукты питания (их нужно выравнивать во избежание торговых дисбалансов с партнерами по ЕЭП), и уверенности в том, что власть проводит действительно независимую от Кремля политику. А вот дивидендов для самой Белоруссии пока действительно немного. О чем неоднократно жаловался и президент Лукашенко, и члены его правительства, и бизнесмены, и простые рабочие.