Неутихающие слухи о возможном выходе Греции из зоны евро вынудили нас написать сценарий того, как этот выход мог бы происходить. Не останавливаясь на законодательных процедурах, необходимых в данной ситуации, мы лишь покажем механизм перехода от одной валюты к другой, а также возможные последствия такого решения.
При этом надо упомянуть об одном важном обстоятельстве. Такого рода переход — дело хорошо известное и широко распространенное в истории мирового денежного обращения. Но, как правило, когда та или иная страна переходила к новой валюте, она рассчитывала, что ее денежная и финансовые системы укрепятся, а общее состояние дел в экономике улучшится. К сожалению, в случае Греции о подобного рода расчетах говорить не приходится. Ясно, что если произойдет замена евро на драхму, то и без того не блестящее положение экономики страны станет еще хуже.
И надежды на то, что получив в свои руки инструменты монетарного управления (которые сейчас находятся в коллективном управлении Евросоюза), греческое руководство сможет с их помощью исправить ситуацию, являются беспочвенными.
Итак, если органы власти Евросоюза примут решение об исключении Греции из зоны евро, то какие мероприятия должен осуществить Центральный банк Греции вместе с коммерческими банками и другими финансовыми структурами Республики?
Во-первых, банковские и финансовые структуры должны пересчитать остатки средств на счетах физических и юридических лиц, открытых на их балансах, из евро в драхмы.
Во-вторых, Центробанк Греции должен заказать требуемое количество банкнот, номинированных в драхмах, чтобы заместить ими наличные евро.
В-третьих, все хозяйственные агенты нефинансового сектора, частные и государственные, будут должны пересчитать свои балансы из евро в драхмы.
В-четвертых, ценные бумаги греческих эмитентов (в том числе государственные ценные бумаги) тоже должны быть конвертированы в драхмы.
В-пятых, цены на все товары и услуги, реализуемые на территории Республики, теперь будут указываться в драхмах.
После проведения этих технических процедур формальный выход Греции из зоны евро будет завершен. Но, естественно, в процессе этого выхода возникнут некоторые неформальные осложнения.
Первое осложнение — это курс, по которому должен быть проведен пересчет денежных средств греческих резидентов. Было бы очень разумно со стороны греческих властей пересчитать денежные остатки по курсу 1:1. Тогда, формально, имущественные права владельцев этих остатков будут защищены. Но фактически, как мы понимаем, сохранить такой курс в дальнейшем будет практически невозможно. Любое греческое правительство наверняка пустится во все тяжкие, и станет эмитировать национальную валюту в очень широких масштабах, что приведет к ее инфляции и девальвации. И тогда денежные остатки, пусть и пересчитанные по «справедливому» курсу, очень быстро обесценятся и их владельцы понесут значительные потери.
Произвести пересчет по другому, менее справедливому, но более адекватному курсу было бы гораздо лучше, но такой вариант развития событий трудно себе представить, особенно с учетом текущей политической ситуации в Республике.
Второе осложнение заключается в том, что непонятен механизм перехода от использования евро к использованию драхмы. Так, может быть использован механизм мгновенного перехода, когда Центральный банк и Правительство Греции объявляют день, в течение которого должны быть проведены мероприятия по пересчету денежных средств средств на счетах и по обмену наличных денежных знаков.
Также может быть использован механизм постепенного выхода, когда вывод из обращения евро и замена его драхмой осуществляется в разное время для разных агрегатов денежной массы. То есть, например, средства на депозитах и текущих счетах пересчитываются в драхмы одномоментно, а банкноты заменяются течение нескольких недель, скажем, по мере начисления и выдачи заработной платы и финансовых трансфертов греческим резидентам. Тогда в во время «переходного периода» общеевропейская и греческая валюты будут обращаться параллельно, то есть торговля и сфера услуг будут принимать и ту, и другую валюту, и цены также будут номинированы в обеих валютах.
Может быть использован и совсем льготный механизм выхода из зоны евро (если на это будет добрая воля ЕС), когда уже существующие на определенную дату денежные остатки в евро, принадлежащие греческим резидентам, на драхмы меняться не будут, и так и останутся номинированными в евро. А вот после определенной даты все выплаты и получения будут осуществляться только в драхмах. Это механизм наиболее щадящий, тем более, что при его использовании не возникает проблем с курсом пересчета евро в драхмы.
Третье осложнение вызвано тем, что значительная часть греческих ценных бумаг принадлежит нерезидентам. Если эти бумаги будут конвертированы из евро в драхмы, то их владельцы понесут сильные потери, когда получив купонные выплаты или сумму погашения в греческой валюте, попытаются ее конвертировать в какую-нибудь международную валюту. Кстати, нерезиденты — владельцы греческих облигаций — уже и так понесли потери, согласившись на частичное списание и реструктуризацию греческого государственного долга. Но тут они хотя бы сохранили прежнюю валюту долга и, соответственно, стоимость своих греческих активов. А вот если им заменят облигации, номинированные в евро, на облигации, номинированные в драхмах, то потеря в стоимости будет гигантской.
И четвертое (хотя наверняка не последнее) осложнение состоит в том, что замена евро на драхму для экономики Республики мало что даст.
Греция настолько хорошо вписана в мировой рынок, что практически полностью зависит от его колебаний. Внутреннее производство и внутренний рынок Греции настолько маленькие, что никакие стимулирующие меры, которые дают эффект в экономиках Германии, Франции или Великобритании, здесь никак не проявятся.
Поэтому, скорее всего, любое греческое Правительство после ухода от евро будет использовать возможность практически неограниченной эмиссии национальных денег для имитации решения социальных проблем. Однако неограниченная раздача денег никаких социальных проблем не решит, зато создаст новые, которые будут вызваны постоянно разбухающей инфляцией.
Григорий Гриценко