В мире народилось новое поколение – поколение Y. Его представителей назвали миллениалами – от английского Millennials: это те, кто родился в период с 1980 по 2000 годы. Дети перелома эпох вполне соответствуют духу того времени: перехода от страхов ядерной войны к воодушевлению переменами, от времен строгой экономии – к "золотому десятилетию". Компания PricewaterhouseCoopers провела исследование.
Выяснилось, что, в отличие от прагматиков поколения X, новое поколение Y предпочитает вечные ценности. Возможность учиться и развиваться в профессиональном плане, а также сохранять баланс между рабочим и свободным временем важнее денежного вознаграждения, так считают его представители. Исследователи по итогам анализа взглядов и предпочтений более чем 4000 молодых специалистов из 75 стран мира, в том числе из России, озаглавили свой доклад так - "Миллениалы на работе: рабочее пространство приобретает новую форму".
Предпочтения российских миллениалов сильно отличаются от того, что им предлагает отечество. И не надо надеяться, что "стерпится – слюбится". Глобализация привела к тому, что вместо терпеливого "слюбливания" предпочитается переезд туда, где комфортнее.
Итак, на первом месте среди приоритетов в выборе работы – возможность профессионального роста через обучение и развитие. По-хорошему, стоит порадоваться за такой приоритет: молодежь хочет расти и становиться лучше. Беда в том, что в российских реалиях с каждым днем такая надежда становится все призрачнее.
Возьмем обучение. Мало того, что оно все больше коммерциализуется – его качество при этом все ниже. Дожили – в топ лучших вузов мира в последний раз не попал ни один российский. Про профессиональное образование в колледжах и ПТУ вообще говорить нечего. Повышение квалификации, второе высшее? Ну, пока компании платили, люди шли. Сегодня бизнес неохотно тратится на профессиональный рост сотрудников: заплатишь за его обучение, а он к конкуренту уйдет. Кандидатские, а тем более докторские диссертации пишут либо фанаты, либо понтярщики (последние, как правило, не пишут, а только подписывают) – зачем, для чего? Для работодателя научная степень – скорее фактор раздражения и настороженности (а вдруг начнет чего-то требовать?). А для роста в науке нужно получать "полного профессора" за рубежом.
С профессиональным ростом тоже проблемы. Что бы ни говорили про 90-е гг., но тогда карьеры делались поистине фантастические – и не только во власти или в бизнесе. Молодые специалисты, умеющие учиться западным практикам, быстро шли в гору, становясь вице-президентами крупных компаний за два – четыре года.
Сегодня этот процесс замедлился по естественным причинам: те вице-президенты все еще молоды, полны сил и вполне компетентны. А новых не предвидится - рост экономики замедляется, а с ним – и рост компаний и появление новых бизнесов. То есть новые места на карьерной лестнице не появляются, а старые не освобождаются. Плюс социальные лифты почти перестали работать. Из мастера цеха в полпреды президента, как оказалось, можно пересесть, а вот из провинциального института можно попасть только в продавцы столичного магазина - и это верх карьеры.
Еще больше проблем с гибким графиком, который стоит на втором месте предпочтений миллениалов. Если в айтишных компаниях еще как-то пытаются дать сотрудникам волю, то бизнесменов как правило свято уверены в том, что, сидя дома, никто ничего делать не будет. Ларчик открывается просто: большинство из них не владеют современными методами управления по результату. А нанять управленца боятся – вдруг бизнес отнимет или разорит. У нас это запросто.
Впрочем, российские миллениалы на второе место поставили все же деньги. А на третье – льготы, например, при ипотеке. Гибкий график занял в их приоритетах только четвертое место. В чем наша молодежь солидарна с мировой – так это в том, что работа не должна занимать всю жизнь. За баланс между работой и личной жизнью – более 90% опрошенных.
Татьяна Соляная