«Не хорошо быть человеку одному» - так сказал Бог в самом начале истории Земли.
В Библии нет упоминания о монастырях и монахах. Монашество вошло в Христианство лишь в IV веке, в период раннего отступничества, из восточных языческих религий, в особенности из буддистских практик. Христиане становились аскетами, чувствуя необходимость в решительном отказе от «плотских» идеалов греко-римского мира.
Справка: монашество (монахи, монастыри — от греч. μόνος — один, одинокий, μονάζειν — быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής — живущий уединённо, μοναστήριον — уединённое жилище). Монашеский путь занимает центральное место в буддизме и джайнизме. С монашеского устава начинается буддийский канон Типитака.
Учение Иисуса Христа призывает верующих быть светом миру и солью земли, что никак не согласуется с отшельнической жизнью в монастырях. Иисус Христос общался с людьми, разделял с ними радости и печали, оставив Своим последователям достойный пример подражания.
Почему же люди идут в монастырь, если они сотворены Богом социальными личностями, и в Священном Писании нет Божьего указания вести отшельнический способ жизни? Из-за недостатка знания, как и написано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения». (Осия, 4:6).
Рассмотрим наиболее распространенную причину монашеского обета. Стремясь быть ближе к Богу, многие христиане недоумевают от постоянного возникновения негативных мыслей. Им кажется, что в монастыре все изменится, и эти мысли перестанут их посещать. Но, к сожалению, это только иллюзия. Правда заключается в том, что до тех пор, пока человек пребывает в греховном теле, будут возникать греховные помыслы. Задача христианина - определять их и прогонять прочь от себя. Поэтому Христос увещевал учеников бодрствовать и молится, чтобы не впасть в искушение. Человек, который находит время для ежедневной утренней и вечерней личной молитвы, а также для чтения Библии, получит силу от Бога преодолевать искушения.
Как быть, если по неведению человек все-таки дал монашеский обет и ушел в монастырь? Чтобы раз и навсегда закрыть вопрос бессмысленного обета, вспомните о гомосексуалистах и поставьте аналогичный вопрос - как быть мужчине, который по неведению дал брачный обет другому мужчине, но спустя некоторое время узнал о том, что Бог считает мерзостью содомский грех? Оставаться верным своему обету или исповедать пред Богом этот глупый ужасный поступок? Совершенно очевидно, что второе. Поэтому монахам и монахиням, узнавшим о языческих истоках монашества, не стоит больше ни единого дня пребывать в конфликте с библейским учением о жизни христианина, а исповедать пред Богом грех неразумно данного обета и вернуться к нормальной жизни в обществе.
Интересен тот факт, что и в Коране, Бог коснулся темы монашества в Христианстве: «Потом Мы отправили… Иисуса, сына Марии, и даровали ему Евангелие. В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого, но они поступили так, дабы снискать довольство Бога. Но они не соблюли его должным образом. Тем из них, которые уверовали, Мы даровали их награду, но многие из них являются нечестивцами». (Коран 57:27)