Наскальные рисунки в России и Швеции изучают уже почти столетие, но только недавно, на основании данных компьютерного моделирования, специалисты сравнили петроглифы бронзового века с современными социальными сетями. В результате господствовавшая до сих пор магическая версия происхождения рисунков уступила той, что наиболее востребована обществом.
Следы архаичных предшественников "Фейсбука”, как оказывается, содержатся на берегу пересохшего протока реки Выг в российской Карелии, в Залавруге, и на севере Швеции в Немфорсене (Nämforsen). Группу, или кластер, петроглифов на местности Старая Залавруга изучают с 1936 года, 26 групп (кластеров) петроглифов из Новой Залавруги были открыты в 1963 году.
Наскальное искусство на севере Европы состоит как из рисунков, нанесенных краской (живопись или "писаницы”), так и гравировки (петроглифы). На территории Швеции и Норвегии известны оба варианта. В Финляндии пока найдены только "писаницы”, в Карелии — лишь выбитые камнем по камню фигуры — петроглифы. Местами это целые картинные галереи на пологих или вертикальных обнаженных скалах.
На основной скале находится картина с изображением в натуральную величину трех оленей или лосей, идущих друг за другом. Возможно, переход парнокопытных происходит в разное время года: в одной сцене — на лодках, в другой — на лыжах. Батальная сцена демонстрирует сражение с вторгшимися мореходами-пришельцами.
Встречаются неординарные сцены: лыжник, стреляющий из лука в зверя, сидящего на дереве; пеший охотник, настигающий опрокинутого на спину, возможно, убитого оленя. Есть так называемая "разборка женщин”: две особи женского пола спорят об обладании какой-то вещью.
Ученые спорят о предназначении этих рисунков. Возможно, это капище, где совершались магические обряды, языческие ритуалы, приношения в жертву, инициация будущих охотников или выбор шамана. Возможно, тут располагалось некое подобие библиотеки, и мы имеем возможность прочитать специальную литературу по охоте на диких животных или рассказы о жизни первобытных людей. Словом, вопросов больше, нежели ответов. Но некоторые исследователи претендуют на истину и ничтоже сумняшеся предлагают свои научные гипотезы.
Археолог из Кембриджа Марк Сапуэлл (Mark Sapwell) проанализировал находящиеся в общей сложности во всех этих местах более 3500 петроглифов и пришел к выводу, что изученные им наскальные рисунки можно сравнить с доисторической версией современного способа общения типа Facebook.
Наскальные изображения, над которыми десятилетиями ломали голову специалисты из многих стран, в том числе и из СССР, изображали сцены охоты с лодок на морского зверя, батальные сцены и охота на оленей, а также мифические существа — кентавры и русалки. Но только сейчас кандидат археологических наук из Великобритании разобрался, в чем тут дело.
Археолог предположил, что при помощи вышеупомянутых граффити люди бронзового века сообщали другу важные сведения о местах ловли или способах выживания в чрезвычайных ситуациях, поскольку наскальные рисунки располагались в строго определенных местах. Например, вдоль течения судоходных рек или на перекрестках путей. Там, где другой путник — охотник или рыболов — заметит поданный ему сигнал и как-то на него отреагирует или же проигнорирует.
Интерпретация базируется на анализе наиболее популярных или обсуждаемых изображений того периода. Например, ранее (приблизительно 4000-3500 лет до нашей эры) силуэт лося почти всегда находился среди больших групп и редко в одиночестве, сообщает интернет-портал Discovery News. Следовательно, на него тогда велась охота, и он являлся главным продуктом охотничьего промысла. Следующее изменение датировано приблизительно 2000-1800 годами до нашей эры, когда путешествие и торговля играли все более важную роль.
Наиболее интересно объяснение Сапуэлла по поводу огромных полотен, на которых рисовал древний человек. В отличие от современного пользователя, предпочитающего крошечный монитор планшета или смартфона, наш далекий предок не скупился на полотна и рисовал на пространстве, не уступающем по размерам футбольному полю. Всем видно, и все понятно!