У россиян кончаются деньги на личный транспорт. Хотя автомобиль по-прежнему остается одной из самых желанных покупок для россиян, экономические реалии заставляют их умерить свои аппетиты. Впрочем, как выяснили социологи, многое зависит от места жительства.
Как свидетельствуют данные недавнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), приобрести автомобиль планируют 19% россиян. Из них 11% - в ближайшие два-три года, еще 5% - в течение года, 2% - в течение полугода, 1% - в течение ближайшего месяца.
При этом, по сравнению с прошлым годом, средняя сумма, которую россияне планируют потратить на покупку автомобиля, несколько снизилась (с 13.361 до 12.922 долларов). Нынешний показатель близок к отметке 2009 года (тогда на приобретение машины респонденты в среднем готовы были потратить 12.766 долларов).
Среди молодежи 18-24 лет машину приобрести планируют 31% и в среднем намерены потратить на покупку 12.564 долларов. Похожие показатели - среди 25-34 летних (30% и 12.627 долларов соответственно). Среди 35-44-летних такие респонденты встречаются реже (23%), однако они планируют потратить на покупку больше, чем остальные (13.881). Россияне 45-59 лет имеют планы на покупку автомобиля лишь в 13% случаев, старше 60 лет - еще реже (4%), при этом первые готовы потратить на это 13.240 долларов, тогда как последние - сумму, ниже среднего показателя (11.208 долларов).
Россияне с начальным уровнем образования планируют купить машину лишь в 8% случаев, и ожидаемые траты на эту покупку у них составляют 10.375 долларов. По мере повышения уровня образования растет доля желающих купить автомобиль и сумма этой покупки: среди респондентов со средним и средним специальным образованием машину намерены купить уже 18% в среднем за 10.871 долларов, со средним специальным - 19%, однако сумма трат составляет в среднем уже 12.311 долларов. Максимальная доля потенциальных покупателей - среди высокообразованных (21%), при этом и потратить на покупку они готовы больше остальных - 15.130 долларов.
Наибольшие различия наблюдаются среди респондентов, проживающих в различных населенных пунктах. Так, среди селян машину купить намерены 20%, но при этом планируют потратить на покупку 9.891 долларов. В малых городах таких респондентов меньше (16%), при этом сумма покупки увеличивается до 12.525 долларов, в средних городах - 19% и 13.095 долларов соответственно. В крупных городах и городах-миллионниках доля желающих купить машину одинакова - по 16%, однако первые в среднем планируют потратить на нее 11.176 долларов, последние - уже 16.325 долларов. В Москве и Санкт-Петербурге потенциальных покупателей оказалось немногих больше (19%), однако сумма покупки достигает уже 20.433 долларов.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведён 14-15 апреля 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Иван Незамятный