«Арабская весна», которая год с небольшим назад вдохновила Барака Обаму на пламенную речь о замене авторитарных политических режимов Ближнего Востока на «демократические», в реальности закончилась приходом во власть исламистов, хоть и умеренных, но все же. Они правят в Марокко, Тунисе и Ливии. Они же играют существенную роль в восстании, которое больше года назад вспыхнуло против режима сирийского президента Башара Асада, а затем переросло в гражданскую войну.
Исламистского «полку», судя по всему, скоро прибудет и в Египте – крупнейшей арабской стране мира. На это ли надеялись США, поддерживая все эти «фейсбучные» революции?
Утром в пятницу движение «Братья-мусульмане» поспешило заявить о победе своего кандидата на президентских выборах в Египте. Пока, по предварительным данным, лидирует Мохаммед Мурси – выдвиженец партии «Свобода и справедливость», которая является политическим крылом исламистского движения «Братья-мусульмане».
Эксперты тем временем сомневаются, что Мурси хватит голосов для победы в первом туре. По их мнению, без второго тура не обойтись, и в нем наиболее вероятными соперниками Мурси станут экс-глава Лиги арабских государств Амра Мусса и сподвижник свергнутого Хосни Мубарака Ахмед Шафик. Большинство из 12 кандидатов, участвовавших в первом туре, во второй не пройдут. Второй тур намечен на середину июня; голосование также будет разбито на два дня и, как ожидается, пройдет 16 и 17 июня.
Нынешние выборы президента стали в Египте первыми после Мубарака, правившего страной 20 лет. В них, по официальным данным, приняли участие около 50% населения.
«Братья-мусульмане» начали торжествовать вскоре после закрытия участков и появления первых данных о подсчете бюллетеней. «Мы уверены в том, что следующим президентом Египта будет Мохаммед Мурси», – заявил высокопоставленный представитель движения Эссам эль-Эриан. Несомненно, эта уверенность не в последнюю очередь основана на том, что партия «Свобода и справедливость» получила большинство на парламентских выборах в январе текущего года.
Впрочем, сейчас говорить о победе Мурси просто рано: пока есть сведения о результатах голосования лишь с 200 участков из 13 000. Сам подсчет удивил экспертов своей прозрачностью: его показывает египетское телевидение в прямом эфире, а за процессом на местах наблюдали специально отобранные судьи. При Мубараке и близко не было ничего подобного: голосования сопровождались многочисленными сообщениями о фальсификациях и путанице с подсчетом бюллетеней. В этот же раз наблюдатели не сообщали о серьезных нарушениях, хотя некоторые кандидаты и жаловались на своих конкурентов.
Соперник Мурси Ахмед Шафик, которому прочат выход во второй тур, прежде служил в военно-воздушных силах. Его сторонники надеются, что близость к армии поможет Шафику восстановить порядок в стране: все 15 месяцев после свержения Мубарака на улицах египетских городов не прекращаются массовые демонстрации, столкновения и митинги.
С другой стороны, эксперты опасаются, что победа Шафика может привести к новой вспышке революционного насилия, поскольку у него немало радикальных противников, отождествляющих Шафика с Мубараком. В среду антимубараковские демонстранты закидали кандидата камнями и ботинками, когда тот приехал голосовать на свой избирательный участок.
Египетское общество сейчас расколото на три части. Одни боятся возвращения соратников Мубарака во власть, другие выступают против исламистов, третьи не хотят ни тех, ни других.
На «Фейсбуке» даже появилась группа «Революция, если победит Мусса или Шафик», сообщает Reuters. Данное обстоятельство выглядит немаловажным, если вспомнить, что социальная сеть сыграла важнейшую роль при организации протестов против Мубарака. Члены группы считают, что сторонники Мубарака, «Братья-мусульмане», а также армия украли у них революцию, и открыто грозят новой.
Еще не зная победителя, США уже успели поздравить Египет с успешными президентскими выборами и заявили о желании сотрудничать с новым лидером страны. Госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала прошедшее голосование «важной вехой в процессе перехода к демократии» и добавила, что в США «с нетерпением ждут совместной работы с демократически избранным правительством Египта».
«Мы продолжим стоять на стороне египетских граждан. Они делают все для того, чтобы сдержать данное во время прошлогоднего восстания обещание и построить демократическую страну, где найдут отражение ценности и традиции Египта, уважение к правам человека и стремление к лучшей жизни», – осторожно заметила она, очевидно, не имея в виду «ценности» исламистов. То-то будет удивления, если впоследствии придется с ними столкнуться.
Романов Александр