БРИКС рушится. Начнем с Б. Обрабатывающая промышленность в Бразилии сокращает объемы. Министр финансов Гвидо Мантега (Guido Mantega) винит в этом европейский кризис. В ответ он флиртует с протекционизмом в попытке снизить дефицит торгового баланса. Министр также объявил о временном сокращении налогов на сумму 1 миллиард долларов в пользу автомобилестроения. В ответ отрасль пообещала снизить цены и сохранить занятость. Инфляция там составляет всего 5%, но центробанк понижает учетные ставки. Реформ для снижения «бразильских издержек» не будет. Вебсайт Emerging Money назвал эти издержки «сочетанием бюрократии, налогов и инфраструктуры», которые наслаиваются на «такой уровень вмешательства и политиканства … который очень сильно напоминает о других лидерах региона с левацкими взглядами».
Р: Россия, которая снова официально оказалась в надежных руках Владимира Путина. Это основанная на нефти экономика и … больше почти ничего. Путин отчаянно пытается увеличить объемы добычи, особенно сейчас, когда цены снижаются. Он назначил своего давнего коллегу по КГБ Игоря Сечина главой Роснефти и фактически царем энергетики, который возглавит атаку. Предполагается, что Сечин будет привлекать иностранный капитал и ноу-хау компаний, которые не слышали о ЮКОСе и ничего не знают о враждебности Путина, нашедшей отражение в его предостережении о том, что правительство запретит частным российским компаниям, имеющим лицензии на морские проекты в Арктике, перепродавать их Exxon Mobil, Chevron и прочим иностранным игрокам.
И: Министр финансов Индии Пранаб Мукерджи (Pranab Mukherjee) напомнил многим заверение Герберта Гувера от 1932 года о том, что «благополучие - рядом, прямо за углом», когда сказал инвесторам: «Я полностью уверен в работоспособности и устойчивости индийской экономики». Он уверен, что Индия преодолеет потребительскую инфляцию, выражаемую двузначной цифрой, падение курса рупии, увеличивающийся дефицит торгового баланса, удушающую бюрократию и кучу прочих бед и напастей.
К: Промышленное производство в Китае сокращается, его банки перегружены ненадежными бумагами государственных предприятий, богатые ищут себе пристанище в Америке, банковские вклады переводятся в более безопасные места, и политическая нестабильность подводит режим все ближе к параличу. Ли Кецян (Li Keqiang), который в будущем году должен взять в свои руки бразды правления страной, заявляет, что «искусственные» цифры ВВП, показывающие рост около 8%, ненадежны. Он говорит, что считать надо данные по производству электроэнергии, объемы железнодорожных перевозок и банковские кредиты - то есть те данные, которые ваш покорный слуга использовал полвека назад во время своей непродолжительной карьеры прогнозиста американской экономики. А эти показатели падают, как тяжелые камни.
Так, поедем в Европу. Большинство стран хочет отправить на периферию как можно больше немецкого богатства, заработанного тяжким трудом. Неудивительно, что немцы относятся к этой идее с гораздо меньшим энтузиазмом, о чем их канцлер Ангела Меркель заявила на прошлой неделе новому социалистическому президенту Франции Франсуа Олланду во время очередной встречи типа «встретились, поели, разошлись во мнениях». Экономика еврозоны переживает спад, безработица выражается двузначными цифрами, доверие немецкого бизнеса упало до самой низкой за полгода отметки, а сторонники «греческого ухода» спорят с толпой евроэнтузиастов, которые хотят, чтобы Германия заплатила любую цену, лишь бы Греция осталась в еврозоне.
Между тем, в Америке потребительские настроения - на самой высокой отметке четыре с лишним года. Экономический подъем идет рекордно низкими темпами в 2,2%, но многие экономисты предрекают к концу года показатель ближе к 3%. Нефтяные цены снижаются. Объем промышленного производства растет, и этот рост является всеобъемлющим, что внушает оптимизм. Отчасти это является отражением новой тенденции, когда производство и рабочие места начинают возвращаться обратно в Америку в связи с более низкими производственными затратами в стране и с ростом стоимости рабочей силы в Китае и Индии. Консалтинговая фирма Accenture в результате проведенного исследования выяснила, что 40% компаний, переведших за последние два года свое производство, переместили его в США, и лишь 28% - в Китай, хотя КНР по-прежнему опережает Америку как предпочтительное место для открытия новых предприятий.
Сектор жилищного строительства, наконец, получил отпущение грехов. Продажи нового и вторичного жилья выросли в прошлом месяце на 3,3 и 3,4%, соответственно. Предложение на рынке жилья незначительное, и цены на новые дома поднялись на 5% или, как минимум, стабилизировались - это зависит от того индекса, за которым вы следите. Цены на вторичное жилье также поднялись, но скромнее.
Жилищное строительство - на подъеме. Национальная ассоциация строителей жилья сообщает, что у строителей поднялось настроение с началом оживления в жилищном секторе. Одна из крупнейших строительных компаний - Beazer Homes - сообщает о 50-процентном росте завершенного строительства и о 29-процентном увеличении числа новых заказов в предыдущем квартале. А фирма Toll Brothers, которая строит элитное жилье и которая во втором квартале прошлого года имела убытки в размере 20,8 миллиона долларов, в только что завершившемся квартале текущего года получила прибыль в 16,9 миллиона.
Но на этом оптимизм заканчивается. Настроение у строителей жилья по-прежнему хуже, чем до рецессии, и передача жилья кредиторам - все еще повседневное явление в отрасли.
Есть и другие негативные тенденции. Доклады за этот месяц свидетельствуют о некотором замедлении в производственном секторе и в сфере услуг. Кроме того, признаков подъема на рынке труда не наблюдается: безработица низка в основном из-за того, что многие рабочие выбыли из категории трудовых ресурсов, то есть, не зарегистрированы на бирже.
С другой стороны, европейский вирус вряд ли помешает экономическому оживлению, если только не запаникуют фондовые рынки. На долю экспорта в еврозону приходится всего 1,2% американского ВВП. Денежные фонды снизили свою задолженность перед еврозоной. Та брешь, которая образуется в результате вывода европейскими банками денег домой для укрепления своих балансов, заполняется местными кредиторами, а наши банки - намного сильнее европейских коллег.
И тем не менее, Европе есть чему нас поучить. Политический тупик и неспособность изобрести смесь мер строгой экономии и налогово-структурных реформ, способствующих росту, обходится очень дорого. Демократы и республиканцы из партии чаепития, выступающие за кредиты, налоги и траты, столь же далеки друг от друга, как фрау Меркель и месье Олланд. И мы видим, куда такой раскол может завести Америку.
Ирвин Стелцер - советник по коммерческим вопросам и директор исследований экономической политики, работающий в Хадсоновском институте (Hudson Institute).