В СМИ просочились данные расшифровок черного ящика, подтверждающие версию «хулиганства» летчика.
Когда падают самолеты, до последнего не хочется верить, что в этом виноваты пилоты. Что угодно, только не это: ведь все мы – потенциальные пассажиры и время от времени доверяем им свои жизни. Наверное, поэтому добрая половина пассажиров после посадки с облегчением аплодирует летчикам: сказывается выход нервного напряжения, которое на протяжении полета сидит в каждом.
И тем печальнее бывает осознавать, что летчики, представляющиеся из пассажирского салона существами если и не высшего порядка, то уж, во всяком случае, преисполненными ответственности за жизни пассажиров, могут начисто забывать об этой ответственности.
Вот и в истории с крушением российского самолета Sukhoi SuperJet-100 в Индонезии наметилась подобная коллизия. Похоже, нам могут объявить, что в катастрофе повинен «человеческий фактор», точнее, погибший пилот Александр Яблонцев.
Расшифровка записей речевого самописца выводит на первое место ранее прозвучавшую версию, что пилот мог совершить роковой маневр, похваляясь возможностями лайнера вкупе со своим профессионализмом. Ради этого он мог пойти на то, что эксперты сейчас называют «воздушным хулиганством».
На записи слышно, как не только автоматика предупреждает командира об опасном сближении с горой, но и один из членов экипажа пытается удержать его от совершения недопустимого в горной местности, да еще при плохой видимости, маневра.
Эта информация исходит от одного из специалистов ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), который читал расшифровку, сообщает «Московский комсомолец». Источник предоставил ее газете на условиях анонимности. О том, что в точности было на записи, мы никогда не узнаем: данные расшифровки обнародованы не будут. Согласно международным правилам расследования катастроф и из уважения к погибшему экипажу и его родным этого обычно не происходит; лишь узкая группа лиц, имеющая отношение к расследованию, получает доступ к этим материалам.
Источник утверждает, что непосредственно перед катастрофой штурман кричал, обращаясь к командиру, что им туда нельзя: там гора. Возможно также, что Яблонцев уже совершал в этом полете такие маневры.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) совместно с экспертами из Летно-исследовательского института им. М.М. Громова на основании предоставленных им данных неоднократно моделировали последний полет SSJ-100 и пришли к выводу: до столкновения самолет в столь же опасном сближении дважды облетал похожие горы, но третью обойти не смог.
«Я с самого начала понимал, что ошибку экипажа отмести будет сложно, но то, что здесь может иметь место элемент воздушного хулиганства, – такого я предположить не мог!» – заключил эксперт ЦАГИ, поделившийся информацией с газетой.
Вместе с тем не стоит забывать, что вина экипажа в крушении SSJ-100 была бы наиболее предпочтительной версией для российского авиапрома. В этом случае можно было бы не сомневаться в надежности самолета – самого разрекламированного проекта отечественной гражданской авиации.
Впрочем, даже такой поворот событий не избавит Россию от уже сложившейся за последнее время репутации опаснейшей в мире страны для авиапассажиров. И речь здесь уже идет не столько о коммерции, сколько о политике и престиже.
Подкрепляет эту версию и то, что индонезийская комиссия по расследованию дела SuperJet ранее уже сделала вывод, согласно которому лайнер потерпел крушение не из-за технической неисправности. Но окончательную причину трагедии объявят только после расшифровки данных второго черного ящика – параметрического самописца, который фиксировал всю техническую информацию о полете.
По словам экспертов, катастрофе способствовали сложные погодные условия и особенности рельефа, из-за которых экипаж допустил ошибку и врезался в гору. Индонезийская комиссия по расследованию ранее отвергла предположение о том, что экипаж якобы намеренно отключил систему предупреждения об опасном сближении с объектом.
Как водится, после катастрофы в прессе появилось много домыслов о ее причинах разной степени экзотичности. Среди них значились удар молнии, столкновение с другим самолетом, нахождение в кабине пилотов посторонних лиц и, наконец, козни США.
Согласно последней, некий генерал ГРУ намекнул, что ВВС США в аэропорту Джакарты с помощью «особых технических разработок» могли с земли глушить связь или вызывать сбой параметров в самолете. Странно, что никто не вспомнил об инопланетянах, бороздящих воздушное пространство Земли на своих летающих тарелках.
Примечательно, что равная по удивительности версия прозвучала в прошлом году после катастрофы Як-42 под Ярославлем: якобы гости проходящего в то время в городе «международного» экономического форума так активно звонили по мобильным телефонам, находясь в аэропорту, что их излучение как-то повлияло на самолет и привело к дальнейшим трагическим последствиям.
Ранее сообщалось, что качество записи переговоров пилотов разбившегося 9 мая самолета Superjet-100 высокое, вся снятая с самописца речевая информация о последнем полете борта 97004 сохранилась полностью, вплоть до момента удара самолета о гору. Об этом РИА «Новости» рассказал представитель рабочей группы, занимающейся расшифровкой полученных данных: «Вся речевая информация о первом и втором демонстрационном полете в Индонезии сохранилась полностью. Качество звука – высокое. В настоящее время российские и индонезийские эксперты расшифровывают двухчасовую запись переговоров пилотов между собой и наземными диспетчерскими службами».
Вчера стало известно, что ГСС выплатит компенсации семьям погибших в катастрофе российского лайнера Sukhoi SuperJet 100 в Индонезии. Сумма выплат каждой семье составит 1,25 млрд индонезийских рупий (примерно $140 000). Она была определена с учетом рекомендации Палаты представителей Индонезии. «Несмотря на то, что процесс расследования катастрофы 9 мая 2012 года с самолетом SSJ100 не завершен, ЗАО «ГСС», глубоко сопереживая семьям людей, погибших на борту самолета, приняло решение незамедлительно начать работу по предложению семьям погибших финансовой помощи в соответствии с индонезийским законодательством», – говорится в сообщении компании.
В ГСС также уточнили, что пока речь идет только о выплатах семьям погибших индонезийцев. Кроме них на борту разбившегося лайнера находились граждане других стран, в т. ч. 8 россиян, но будут ли выплачены компенсации их родственникам и в каком размере, пока не сообщается.
Романов Александр