Boston Consulting Group опубликовала исследование рынка luxury за 2011 год. Главная тенденция: теперь миллиардеры меньше тратят на вещи и больше на удовольствия. Рынок сверхдорогих услуг растет быстрее, чем рынок сверхдорогих товаров. 55% расходов самых богатых людей приходятся не на яхты, дома, авто и бриллианты, а на путешествия, искусство, персональное обслуживание (типа отдельной горничной и шеф-повара в больнице), рестораны и спа.
Эксперты изучили расходы примерно 1000 влиятельных человек из восьми развитых стран (США, Германия, Франция, Великобритания, Испания, Италия, Южная Корея и Япония) и четырех стран БРИК. Общий объем рынка luxury в результате BCG оценила в $1,4 трлн, из которых $770 млрд приходится на удовольствия (experiences в английском тексте). Из товаров больше всего потрачено было на автомобили: $350 млрд. Рынок удовольствий растет в два раза быстрее, чем весь объем luxury в целом.
BCG выделяет четыре причины такого явления:
1. Демография. Бум рынка люкс пришелся на 90-е, а основные потребители 90-х начинают постепенно выходить на пенсию, а значит, покупать меньше «вещей» и больше думать о душе.
2. Парадигмы потребления. Они меняются. В развитых странах средний класс переходит от статусного потребления дорогих брендов к удовольствиям, которые ему действительно нужны.
3. Поколение Y. Люди, которым сегодня 18–25 лет, мыслят иначе, чем их родители. Они судят других по тому, что они сделали или через что прошли, а не по тому, чем они владеют.
4. Растущие потребности. Чем больше люди потребляют, тем больше им нужно, чтобы достичь удовлетворения. Потенциал дорогих вещей в этом ограничен, богачам хочется все больше и больше удовольствий.
Так что Владимир Путин со своей коллекцией часов на 22 млн руб. не в тренде. Впору задуматься.