Тегеран нагнетает ситуацию, распространив в воскресенье, 10 июня, заявление о том, что сирийских повстанцев вооружают химическим оружием ливийского производства. Кроме того, их якобы специально обучают, как его использовать. Эта информация была опубликована со ссылкой на анонимный источник.
Это заявление вызвало тревогу на Западе и в Израиле. Там опасаются, что Тегеран и Дамаск готовят почву для режима Асада, намеренного прибегнуть к химической войне, чтобы сокрушить своих врагов.
"Любое известие о предполагаемом использовании сирийской армией химического оружия призвано создать почву для террористов, готовых применить это оружие против мирного населения, а затем обвинить в этом преступлении сирийскую армию и правительство", - заявили сегодня иранские СМИ.
Тремя днями ранее, 7 июня, сирийские источники из рядов оппозиции утверждали, что самолеты сирийских ВВС сбросили ядовитые вещества на города Дераа, Хама и Идлиб, что якобы вызвало у людей обморок. Позже оказались, что эти слухи совершенно необоснованны.
Западные военные источники, анализирующие ситуацию в Сирии, предупреждают: тот факт, что обе стороны конфликта в настоящее время открыто говорят о химической войне, свидетельствует об их серьезной готовности к подобной смертельной эскападе. Если они действительно пойдут на этот шаг, говорят аналитики в Вашингтоне, европейских столицах, Эр-Рияде и Иерусалиме, президент США Барак Обама не сможет больше придерживаться режима невмешательства, и ему придется использовать ограниченную военную силу для предотвращения в Сирии ужасающих последствий.
В этом случае к США почти наверняка присоединятся Саудовская Аравия, Катар и, возможно, другие арабские страны.
Официальные представители Запада, Москвы и Организации Объединенных Наций по-прежнему предупреждают, что Сирия находится на грани гражданской войны, отказываясь признать, что сектантская война, которую они не смогли предотвратить, уже идет полным ходом, в первую очередь между суннитами и алавитским меньшинством, которое представляет Асад.
Христиане также участвуют в этой бойне, потому что некоторые члены этой общины занимают высокие посты в военном командовании Сирии. Например, министр обороны Дауд Раджиха, который руководит действиями правительства против восставших, является христианином.
Этот конфликт – уже не просто противостояние между сирийской армией и различными вооруженными группировками повстанцев. Резня в Хуле в последнюю неделю мая стала трагическим переломом: вооруженные группы алавитов и суннитов, проживающие в том районе, в настоящее время обращают оружие против друг на друга. Об этих столкновениях, как правило, не сообщается. Один из самых катастрофических инцидентов такого рода произошел на прошлой неделе в Латакии. Многие районы южной, восточной и северной Сирии уже вышли из-под контроля военных и сил безопасности. Западные и израильские военные источники сообщают, что региональные командования и Генштаб в Дамаске не могут справиться с ситуацией. Есть опасения, что более масштабные массовые убийства могут произойти в Хуле и Кубейре.
Плохим предзнаменованием в этой связи служит избрание в качестве нового руководителя повстанческого сирийского Национального Совета курда Абделя Бассет-Саида. Это не только не ведет к разрешению разногласий между различными фракциями, но втягивает в восстание еще и курдскую общину, составляющую одну пятую сирийского населения. До сих пор сирийские курды оставались в стороне от него.
Наибольшее беспокойство в Иерусалиме вызвали последние комментарии представителя Иранской революционной гвардии. В пятницу и субботу ее официальный рупор, газета "Машрег", процитировала предупреждение, прозвучавшее из уст бригадного генерала Масуда Джазаэри. Он заявил, в частности, что "в случае любого военного вмешательства в дела Сирии со стороны Запада или арабских стран, союзники Асада могут гарантировать, что захватчики не выйдут живыми из этого конфликта. Сионистский режим и интересы врагов Сирии находятся в пределах досягаемости нашего огня".
В субботу вечером министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о жесткой линии, которую Москва продолжает придерживаться по отношению к Сирии: "Москва поддержит отставку президента Башара Асада, но только в том случае, если на это согласятся сами сирийцы", - подчеркнул он. Он отверг любое вмешательство внешних сил и выступил против режима санкций, а также предложил провести еще одну международную конференцию по Сирии.
Москва в настоящее время составляет самое прочное основание пирамиды власти Асада. Кроме Кремля он может рассчитывать на семью, алавитов и высший военный эшелон. Даже если правитель будет свергнут в результате государственного переворота собственной армии, генералы, которые захватят власть, смогут рассчитывать на поддержку русских.
Сегодня Сирия пережила еще один день кровавой бойни, количество погибших в последнее время ежедневно исчисляется двузначными цифрами. Красный Крест предупреждает: более миллиона сирийцев остро нуждаются в помощи.