27 мая РОВД Кировского района в Махачкале, столице Дагестана, осадила группа негодующих женщин, повествует в своей статье в Foreign Policy журналистка Анна Немцова. Их мужья и сыновья находились в здании под стражей. Женщины, в большинстве своем мусульманки салафитского течения, "считали, что их родственников избивают или, что еще хуже, пытают током", - говорится в статье. Женщины требовали допустить в РОВД адвокатов, грозились взорвать себя. Затем у райотдела собрались еще несколько сотен человек - их друзья и родственники мужского пола.
В последние годы на Северном Кавказе сформировался порочный круг, пишет автор: "полиция и спецназ арестовали тысячи молодых салафитов, что, в свою очередь, толкает все больше молодых мужчин, а также, все в большей степени, женщин в ряды различных джихадистских организаций". В Дагестане не хватает только искры, чтобы разгорелся пожар, считает автор.
Местная жительница Жанна Измайлова говорит в интервью, что двое из ее сыновей были похищены людьми, которые назвались сотрудниками ФСБ. Одного сына, Арслана, освободили через два дня, о другом, Рашиде, ничего не известно. "Измайлова достала свой мобильник и показала мне фотографии ран своего сына, в том числе его ступней, обожженных электрошоком, как она сказала", - повествует автор. Арслана допрашивали о двойном теракте 3 мая в Махачкале. "Эта жестокость и идиотская политика Москвы - причины войны", - сказала Измайлова в интервью.
На улице сотни людей скандировали: "Аллах велик". "Большинству россиян покажется, что эта сцена происходит скорее в Сирии и Ливии, чем в их собственной стране", - пишет автор. Государственные телеканалы редко показывают такие кадры. По мнению автора, в Дагестане втихомолку происходит переход к войне с исламистами вроде той, "которую Путин с жестокой эффективностью вел в Чечне в начале своего первого президентского срока".
"Вместо того, чтобы реформировать судебную систему, дабы независимые суды смогли привлекать к ответственности тех, кто похищает и казнит людей в этой части России, Москва назначает бандитов, людей, известных своим преступным прошлым, на ведущие должности в силовых ведомствах, а они дают повстанцам мзду в миллионы долларов, чтобы спасти свою жизнь", - утверждает Гаджимурад Омаров, бывший парламентарий из Дагестана.
Накануне событий, описанных выше, правозащитники и депутаты Госдумы пытались спасти жильцов дома в Махачкале, оцепленного войсками. Светлана Ганнушкина уговаривала, чтобы женщинам с маленькими детьми позволили выйти, а двум мужчинам - сдаться. Но в итоге произошел штурм, один из мужчин был убит, другого арестовали и избили в Кировском РОВД, что и спровоцировало демонстрацию.
Демонстранты швыряли куски асфальта, одному из полицейских поранили лоб. В итоге в камерах РОВД оказалось еще 11 человек. "Еще один день в ходе яростного конфликта, о котором даже не подозревает большинство россиян", - заключает автор.
Foreign Policy